Архив журнала
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
- 1094
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_ 2023_01_03
Аннотация: Важным фактором социализации детей с расстройствами аутистического спектра, как и для обычных детей, является формирование у них коммуникативных навыков. Процесс формирования коммуникации у данной категории детей имеет специфику. Использование методов оценки сформированности коммуникативных навыков позволяет выявить их актуальный уровень, а также направляет планирование работы специалиста по выбору стратегии и средств коммуникации с детьми с РАС, наиболее подходящих для конкретного ребенка с учетом его развития, состояния устной речи, коммуникативных возможностей. Цель статьи — проанализировать особенности коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения разных методологических подходов; описать результаты экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с РАС.
Опираясь на методику А. В. Хаустова, у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выявлены особенности сформированности таких коммуникативных навыков, как умение выражать просьбы; называть, комментировать и описывать окружающие события, предметы, действия, людей; привлекать внимание и задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции, чувства и сообщать о них; навыки ответной реакции, социального поведения и ведения диалога.
Полученные в ходе исследования данные способствуют более детальному освещению имеющихся у детей с расстройствами аутистического спектра затруднений и построению эффективной системы работы по их преодолению.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, дети-аутисты, детский аутизм, коммуникативные навыки, гуление, дополнительные средства коммуникации, предметно-практическая среда
Abstract: Formation of communication skills is an important factor in the socialization of children with autism spectrum disorders and their typical peers. The process of formation of communication in this category of children is specific. The use of methods for assessing the degree of formation of communication skills allows identifying their current level, and orients the planning activity of the specialist in choosing a strategy and means of communication for children with ASD to suit each particular child, taking into account their development, state of oral speech, and communication potential. The purpose of the article is to analyze the specific features of communication in children with autism spectrum disorders from the point of view of different methodological approaches; to describe the results of an experimental study to identify the level of formation of communication skills in children with ASD.
Based on the method of A.V. Khaus-tov, the author has discovered in children with autism spectrum disorders (ASD) the specific features of formation of such communication skills as: the ability to express requests; to name, comment on and describe the surrounding events, objects, actions, and people; to attract attention and ask questions in order to obtain information, express emotions and feelings and tell others about them; to demonstrate skills of response, social behavior and dialogue.
The data obtained in the course of the study can contribute to a more detailed understanding of the difficulties that children with autism spectrum disorders have and may help build an effective system of rehabilitation work.
Key words: autism spectrum disorders, ASD, autistic children, children’s autism, communication skills, cooing, augmentative and alternative communication means, object-spatial environment
Для цитирования:
Лиходедова, Л. Н. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Лиходедова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 34-43. DOI 10.26170/1999-6993_ 2023_01_03.
For citation
Likhodedova, L. N. (2023). Specific Features of Communication Skills Formation in Children with Autism Spektrum Disorders // Special Education. – 2023. – №1. – P. 34-43. DOI 10.26170/1999-6993_ 2023_01_03.