Вам может быть интересно:
Архив журнала
Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией
- 395
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_10
Аннотация: Инновационные транс¬формации системы высшего образования актуализируют задачу повышения функциональной грамотности студентов. Овладение читательской деятельностью является базисом для совершенствования функциональной грамотности.
В статье представлены данные исследования читательской деятельности 312 студентов Московского городского педагогического университета, из них 16 человек с дислексией. При исследовании читательской деятельности было проанализировано выполнение четырех блоков текстовых заданий, определена специфика сформированности технических и смысловых параметров чтения у респондентов с дислексией. В соответствии с критериями полноты, точности и глубины были описаны три уровня понимания прочитанного у взрослых, при этом у взрослых респондентов с дислексией были выявлены только I и II уровни понимания прочитанного. Анализ аудиозаписей респондентов позволил классифицировать ошибки чтения, характерные для взрослых чтецов: ошибки угадывающего чтения, которые проявляются в неправильном прочтении окончаний слов; ошибки угадывающего чтения, которые проявляются в замене слов на основе смыслового сходства; ошибки угадывающего чтения, которые проявляются в замене слов на основе оптического сходства; неверная постановка ударения; нарушение структуры слова при чтении, пропуски и повторы слов и строк, аграмматизм и ошибки интонационного обозначения границ предложения.
Корреляционный анализ показал, что имеется статистически значимая прямая взаимозависимость между определенными видами ошибок чтения и уровнем понимания прочитанного у взрослых с дислексией. Результаты изучения дефицита формирования читательской деятельности студентов позволят пополнить информацию о профилях русскоязычных взрослых с дислексией.
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, студенты с нарушениями речи, речевые нарушения, читательская деятельность, понимание прочитанного, дислексия, ошибки угадывающего чтения
Abstract: nnovative transformations of higher education actualize the task of increasing the functional literacy of students. Mastering reading activity is the basis for improving functional literacy.
The article presents the results of a study of the reading activity of 312 students of Moscow City Pedagogical University. Out of the total, 16 students have dyslexia. While investigating the reading activity, the author of the article analyzed the completion of four blocks of text tasks by the students and revealed the specificity of the degree of formation of technical and semantic parameters of reading in respondents with dyslexia. Three levels of reading comprehension of adults were described according to the criteria of completeness, accuracy and depth. The adult respondents with dyslexia demonstrated only levels I and II of reading comprehension. The analysis of the audio recordings of the respondents allowed classifying the reading errors typical of adult readers: guess reading errors, which are manifested in incorrect reading of word endings; guess reading errors, which are manifested in substitution of words based on semantic similarity; guess reading errors, which are manifested in substitution of words based on visual similarity; incorrect placement of stress; incorrect structuring of the word in reading, omissions and repetitions of words and lines, agrammatism and mistakes in marking sentence boundaries by means of intonation.
The correlation analysis showed that there is a statistically significant direct relationship between certain types of reading errors and the level of reading comprehension in adults with dyslexia. The results of the study of the underdevelopment of students' reading activity can make it possible to supplement information about the profiles of Russian-speaking adults with dyslexia.
Key words: logopedics, speech disorders, students with speech disorders, disorders of speech, reading activity, reading comprehension, dyslexia, guess reading errors
Для цитирования:
Киселева, Н. Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией / Н. Ю. Киселева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 116-124. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_10.
For citation
Kiseleva, N. Yu. (2023). Analysis of Reading Comprehension and Errors in University Students with Dyslexia // Special Education. – 2023. – №1. – P. 116-124. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_10.