Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_11
Аннотация: Авторы статьи подчеркивают важность организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Особый акцент сделан на вовлечение семьи в процесс коррекционной работы. Перечислены методы и способы взаимодействия специалистов с родителями, а также содержание такого взаимодействия (информация по возрастным показателям развития импрессивной и экспрессивной речи, а также особенности и показатели развития эгоцентрической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста). В статье освещены результаты проведенного авторами анкетирования родителей дошкольников с нарушением речи, в котором приняло участие более 100 родителей. Цель анкетирования — выявление уровня осведомленности близких взрослых о значении этапа эгоцентрической речи и способах его стимулирования. Полученные в результате исследования данные указывают на необходимость организации специальной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями речи, по стимуляции эгоцентрической речи. Выделены основные направления работы с семьями дошкольников и предложены методы и формы работы с родителями и другими близкими взрослыми. Подчеркивается необходимость обучения родителей способам взаимодействия с ребенком, организации благоприятной среды для развития эгоцентрической речи в домашних условиях и постоянного контроля со стороны специалистов. Информирование и обучение родителей способам стимулирования эгоцентрической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет способствовать развитию мышления, речи и их успешной социализации.
Ключевые слова: ранняя коррекционная помощь, работа с семьей, дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, младшие дошкольники, детская речь, развитие речи, семейное воспитание, родители, детско-родительские отношения, эгоцентрическая речь
Abstract: The authors of the article emphasize the importance of organizing early support for children with disabilities. Special emphasis is placed on the involvement of the family in the process of rehabilitation. The methods and tecniques of interaction between specialists and parents are enumerated, and the content of such interaction (information on age-related indicators of development of impressive and expressive speech, as well as specific features and indicators of the development of egocentric speech in children at an early and junior preschool age) is outlined. The article highlights the results of the survey, conducted by the authors, of the parents of preschoolers with speech disorders, in which more than 100 parents took part. The purpose of the study was to identify the level of awareness of close adults about the significance of the stage of egocentric speech and the ways of its stimulation. The data obtained as a result of the study indicate the need to organize special support for families raising children with speech disorders to stimulate egocentric speech. The main directions of work with the families of preschoolers are highlighted and the methods and forms of work with the parents and other close adults are suggested. The necessity of teaching the parents how to interact with the child and to organize a favorable environment for the development of egocentric speech at home and of constant monitoring by specialists is emphasized. Informing and teaching parents how to stimulate egocentric speech in pre¬schoolers with severe speech disorders can contribute to the development of thinking and speech and may facilitate their successful socialization.
Key words: early rehabilitation support, work with families, preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, junior pre¬schoolers, children’s speech, speech development, family education, parents, child-parent relations, egocentric speech

Для цитирования:

Давидович, Л. Р. Осведомленность родителей — ключевой фактор успешного речевого развития детей дошкольного возраста / Л. Р. Давидович, А. Ю. Гусева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 125-136. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_11.

For citation

Davidovich, L. R., Guseva, A. Yu. (2023). Parental Literacy as a Key Factor for Successful Speech Development of a Preschool Child // Special Education. – 2023. – №1. – P. 125-136. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_11.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.