Вам может быть интересно:
Архив журнала
Изучение речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией
- 535
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_09
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные для современной логопедической науки и практики вопросы изучения коморбидности речеязыковых и двигательных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией. Подробно изложена история изучения особенностей взаимосвязи речи, языка и движений в истории философии науки. Рассмотрена специфика речеязыковых и двигательных нарушений при легкой степени выраженности дизартрии. Изложены требования к изучению и преодолению вербальных и невербальных расстройств у детей с дизартрией с позиций комплексного, междисциплинарного подходов. Продемонстрирована специфика необходимых условий устранения речеязыковых и двигательных недостатков, выдвигаемых с позиций современного биопсихосоциального подхода — Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. Представлена расширенная методика исследования речеязыковых и двигательных расстройств с применением современных компьютерно-аппаратных средств. Подробно изложены результаты проведенной части констатирующего эксперимента. Показана методика изучения и выявления коморбидных расстройств. Выделены и математически обоснованы три уровня коморбидности речеязыковых и двигательных расстройств: от легких (уровень микрокоморбидности), частичных (уровень мезокоморбидности) к выраженным, системным (уровень макрокоморбидности). В тексте статьи подробно раскрыта специфика нарушений исследуемых вербальных и невербальных процессов у детей с легкой степенью выраженности дизартрии при каждом уровне коморбидности.
Ключевые слова: дизартрия, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речеязыковые процессы, двигательные процессы, коморбидность, компьютерно-аппаратные средства
Abstract: The article looks at the issues of studying the comorbidity of speech-language and motor processes in preschool children with dysarthria that are urgent for the modern logopedic theory and practice. The author presents a detailed description of the history of studying the features of the relationship between speech, language and movements in the history of the philosophy of science. The specificity of speech-language and motor disabilities in mild dysarthria are considered. The study relates the requirements for the study and overcoming of verbal and non-verbal disorders in children with dysarthria from the standpoint of an integrated interdisciplinary approach. The author demonstrates the specificity of the necessary conditions for the elimination of speech-language and motor disabilities, presented from the standpoint of the modern bio-psycho-social approach – the International Classification of Functioning, Disability and Health. An extended methodology for the study of speech-language and motor disabilities using modern computer and hardware tools is presented. The paper highlights the results of the conducted part of the ascertaining experiment in detail and outlines the techniques of studying and diagnosing comorbid disorders. Three levels of comorbidity of speech-lan¬guage and motor disabilities have been identified and mathematically substantiated: from mild (microcomorbidity level) and partial (mesocomorbidity level) to severe and systemic (macroco¬morbidity level). The text of the article describes in detail the specificity of the violations of the observed verbal and non-verbal processes in children with mild dysarthria at each level of comorbidity.
Key words: dysarthria, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, speech-language processes, motor processes, comorbidity, computer and hardware tools
Для цитирования:
Гарёва, Т. А. Изучение речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией / Т. А. Гарёва. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 104-115. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_09.
For citation
Gareva, T. A. (2023). Investigation of Speech-language and Motor Processes in Children with Dysarthria // Special Education. – 2023. – №1. – P. 104-115. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_09.