Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается алгоритм создания в профессиональных образовательных организациях всех компонентов инклюзивной образовательной среды, обеспечивающих доступность освоения разработанных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих в субъектах Российской Федерации. Рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный; информационный; организационно-управленческий; программ-но-методический (технологический); социальный (отношения в сообществе). Отдельное внимание уделяется рассмотрению ассистивных средств как одного из элементов предметно-пространственной среды, направленного на использование ассистивных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации при сопровождении лиц с инвалидностью и ОВЗ. Рассмотрены возможности призванной обеспечить системность формирования доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп адаптации каждого из компонентов под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова: специальные образовательные условия, инклюзивное образование, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, студенты-инвалиды, студенты с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, среднее профессиональное образование, компоненты среды.
Abstract: The article describes an algorithm for creating all components of inclusive educational environment in professional education institutions, ensuring the availability of training programs for mid-level specialists, skilled workers and employees, created for students with disabilities in the subjects of the Russian Federation. The study considers the key aspects of creating an inclusive educational environment in professional education institutions of the subjects of the Russian Federation for persons with disabilities to receive secondary vocational education. The author outlines the components of the inclusive educational environment: the object-spatial component; the informational component; the organizational and man-agerial component; the programming-methodological (technological) compo-nent; the social (community relations) component. Special attention is paid to the consideration of assistive means as one of the elements of the object-spatial environment aimed at the use of assistive technologies in the education process of a professional education institution providing support for persons with disabilities. The study discusses the possibilities of adaptation of each of the components to the needs and personal characteristics of students with disabilities, which ensures the systemic organization of accessibility of the educational environment of professional institutions to learners of various nosological groups.
Key words: special educational conditions, inclusive education, inclusion, inclusive educational environment, students with disabilities, disabilities, secondary vocational education, components of educational environment.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.