Файл статьи: PDF
Аннотация: Вокализация (В.) является одним из основных поведенческих показателей состояния плода и новорожденного. Классификация В. младенцев, основанная на акустическом анализе, выделяет рефлекторные звуки (плач, беспокойство, смех, дыхание, отрыжка, кашель, сосание) и так называемые протофоны, или речеподобные звуки. Наиболее изученными ранними В. являются смех и крик, свидетельствующие о состоянии дистресса или ситуации социальной игры. Оба вида В. связаны с воздействием провоцирующих факторов, генерируются реже протофонов, и скорость их воспроизведения ниже. Протофоны доминируют в акустической структуре В. в течение первого года жизни. Характеризуются быстротой возникновения, обладают функциональной гибкостью. Не несут коммуникативной функции. Механизм их возникновения эндогенный и связан с активностью центральных паттерн-генераторов. Фило- и онтогенетическое значение протофонов заключается в сигнализации о психо-физиологическом состоянии младенца, расширении возможностей физического и эмоционального взаимодействия с помощью вокальной практики. Кроме того, это необходимый прелингвистический этап в эволюции речи. Не исключено, что лепет развивается не только, а может быть и не столько, путем имитации, но и как самоорганизующийся продукт пред-шествующих протофонов. Дальнейшее изучение вариантов довербальных В. является актуальным направлением научных исследований. Изменение акустических характеристик ранних В. можно использовать в качестве инструмента для оценки и мониторинга состояния здоровья. Выделение типичных и атипичных акустических паттернов может способствовать ранней диагностике девиантных вариантов развития у детей и определения вектора формирования психоречевых функций в дальнейшем.
Ключевые слова: довербальная вокализация, младенцы, центральные паттерн-генераторы, речеподобные звуки, протофоны, поведенческое состояние плода.
Abstract: Vocalization is one of the main behavioral indicators of the condition of the fetus and the newborn. The classification of vocalizations of infants, based on acoustic analysis, distinguishes reflex sounds (crying, anxiety, laughter, breathing, belching, coughing, and sucking) and so-called protophones, or speech-like sounds. The most thoroughly studied early vocalizations are laughter and shouting, indicating a state of distress or a situation of social play. Both types of vocalization are associated with the influence of provoking factors. They are generated less often than protophones, and their production speed is lower. Protophones dominate the acoustic structure of vocalizations during the first year of life. They are characterized by the speed of occurrence and display functional flexibility. They do not have the communicative function. The mechanism of their emergence is endogenous and is associated with the activity of the central pattern generators. The philo- and ontogenetic significance of protophones consists in their ability to reflect the psychophysiological state of the infant and to add new opportunities of physical and emotional interaction through vocal practice. In addition, it is an obligatory pre-linguistic stage in the evolution of speech. It is possible that babbling develops not only, and maybe not so much, by imitation, but also as a self-organizing product of previous protophones. A further study of the vari-ants of preverbal vocalizations is an urgent area of scientific research. The change in the acoustic characteristics of early vocalizations can be used as a tool for assessing and monitoring the state of health. The identification of typical and atypical acoustic patterns can contribute to the early diagnosis of deviant variants of developmental in children and the determination of the vector of formation of psycho-communicative functions in the future.
Key words: preverbal vocalization, infants, central pattern generators, speech like sounds, protophones, behavioral state of the fetus.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.