Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируется развитие концепции инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. Подчеркивается малочисленность исследований специфики эмоционально-личностного развития и формирования социально-коммуникативных компетенций детей с нормальным и с задержанным психическим развитием в условиях инклюзивной среды. Представлен обзор методологических и методических проблем существующих образовательных программ инклюзивного образования, подчеркивается недостаточная разработанность технологии моделирования различных социальных ситуаций, в которых дети с задержанным психическим развитием совершенствуют навыки социального поведения одновременно и совместно с детьми без нарушений психического развития. В качестве решения предлагается к рассмотрению авторская технология моделирования социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзивной образовательной среды на базе игровой деятельности, решения исследовательских задач, преодоления проблемных ситуаций, тренинга социально-коммуникативных навыков и др. При таком подходе к любой совместной деятельности дошкольников у специалистов возрастает возможность повысить качество наблюдения за динамикой формирования социальных компетенций у всех участников взаимодействия в условиях инклюзивной группы. Предложенный подход моделирования социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзивной среды может быть рассмотрен в качестве перспективного направления по формированию социально-коммуникативных навыков вне зависимости от уровня психического развития каждого ребенка.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, эмоционально-личностное развитие, социальные компетенции, старшие дошкольники, ЗПР, дети с задержкой психического развития, задержка психического развития, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, особые образовательные условия, дошкольные образовательные организации.
Abstract: The article analyzes the development of the concept of inclusive education in preschool institutions. It emphasizes the small number of studies on the specificity of emotional-personal development and the formation of socio-communicative competences of typical children and those with disorders of psychological development in an inclusive environment. The authors review methodological and methods problems of existing educational programs of inclusive education and note the insufficient development of technology for modeling various social situations in which children with disorders of psychological development could improve social behavior skills simultaneously and together with typical peers. As a solution, an authored technology of modeling social interaction of senior preschoolers in an inclusive educational environment based on play activities, solving research problems, overcoming problematic situations, training social and communicative skills, etc. is suggested for consideration. With this approach to any joint activity of pre-schoolers, specialists have an increased opportunity to improve the quality of monitoring the dynamics of the formation of social competences in all participants of interaction in an inclusive group. The suggested approach to modeling the social interaction of senior preschoolers in an inclusive environment can be considered as a promising area for the formation of social and communicative skills, regardless of the level of psychological development of each child.
Key words: social interaction, emotional-personal development social competences, senior preschoolers, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, special educational conditions, preschool education institutions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.