Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены обобщенные результаты профдиагностики, проведенной в 2021 году среди потенциальных абитуриентов, имеющих ОВЗ и инвалидность, включающие направления по определению отношения к конкретной нозологической группе, выявлению особых образовательных потребностей, принадлежности к профессиональному типу личности, его соотнесенности с профессиональными предпочтениями и индивидуальными возможностями каждого респондента. Описан сравнительный анализ результатов диагностико-консультативной работы в рамках профориентационной деятельности, проведенной с потенциальными абитуриентами образовательных организаций высшего образования Северо-Кавказского федерального округа за последние два года (2020 и 2021 гг.). Показана динамика и эффективность профориентации в онлайн-формате на основе разработанной ранее технологической базы профконсалтинга, представлены главные его направления. В статье также аккумулированы основные выводы и заключения, включающие два целевых вектора: определение эффективности и значимости проведенной работы для категории потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и для образовательных организаций высшего образования. Для первой категории это помощь в определении идеи и механизмов профвыбора, актуализация мотивационного ресурса личности, осознание собственных ресурсов, возможностей, задатков и соотнесение их с желаемой профессией, учет особых образовательных потребностей и условий профессиональной деятельности. Для второй категории — определение возможных ориентиров в анализе контингента потенциальных абитуриентов и будущих обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (сужение представлений), модернизация инклюзивной среды в вузе сообразно особым образовательным потребностям более конкретного контингента.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, профессиональная ориентация, профдиагностика, профконсалтинг, потенциальные абитуриенты, абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, абитуриенты-инвалиды.
Abstract: The article presents a summary of a professional diagnostic test conducted in 2021 among potential applicants with disabilities, including subdivision into specific nosological groups, detection of special educational needs, identification of belonging to a professional personality type, and its correlation with professional preferences and individual capabilities of each respondent. The study describes a comparative analysis of the results of the diagnostics and advisory work within the framework of career guidance activities conducted with potential applicants of educational institutions of higher education of the North Caucasus Federal District over the past two years (2020 and 2021). The dynamics and effectiveness of career guidance in an online format based on the previously developed technological basis of professional consulting are shown and their main directions are presented. The article also accumulates the main conclusions comprising two target vectors: determination of the effectiveness and significance of the work carried out for potential applicants with disabilities and for educational institutions of higher education. For the first category, this includes assistance in determining the idea and mechanisms of professional choice, actualization of the motivational resource of the individual, awareness of their own resources, opportunities and capabilities, their correlation with the desired profession, and taking into account special educational needs and conditions of professional activity. For the second category, it is identification of possible guidelines in the analysis of the continent of potential applicants and future students with disabilities (narrowing of ideas) and modernization of the inclusive environment at the university in accordance with the special educational needs of a more specific contingent.
Key words: disabilities, professional orientation, professional diagnostics, professional consulting, potential applicants, applicants with disabilities.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.