Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. Дается определение термина «аутизм», кратко характеризуются особенности развития обучающихся с расстройством аутистического спектра. Анализируется понятие «тьютор»; по данным анализа теоретической и психолого-методической литературы определяются педагогические действия тьютора, позволяющие реализовать функции тьютора в процессе работы с обучающимся с РАС; на основании нормативно-правовых документов определяются функции тьютора, выполняемые им в образовательной организации. При-водятся данные исследования, проведенного на базе Института специального образования УрГПУ в рамках магистерской программы «Образовательные технологии реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». По результатам исследования дается качественный и количественный анализ содержания и организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС тьюторами как участниками инклюзивного образования; делается попытка обозначить проблемы, связанные с уточнением содержания тьюторского сопровождения в реальных условиях инклюзивного образования обучающихся с РАС. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.
Ключевые слова: адаптированные общеобразовательные программы; инклюзивное образование; инклюзия; инклюзивная образовательная среда; детский аутизм; дети-аутисты; расстройства аутистического спектра; РАС; тьюторское сопровождение; тьюторство; тьюторы.
Abstract: The article deals with the issues of organization of tutor support for students with autism spectrum disorder in inclusive education. The authors define the notion “autism” and briefly characterize the specific features of the development of students with autism spectrum disorder. The article analyzes the concept “tutor” in detail. According to the analysis of theoretical and practical methods literature, the study describes the pedagogical actions of the tutor, allowing them to implement their functions in the process of work with students with ASD; on the basis of the corresponding normative legal documents, it states the functions of the tutor in an education institution. The study presents the data of a survey conducted on the base of the Institute of Special Education of USPU within the framework of the master's degree program “Educational Technologies of Rehabilitation and Abilitation of Persons with Disabilities”. The study results in a qualitative and quantitative analysis of the content and organization of tutor support for students with ASD by tutors as par-ticipants of inclusive education. It makes an attempt to identify the problems asso-ciated with clarifying the content of tutor support under real conditions of inclusive education of students with ASD. The article is intended for students in the field of training 44.03.03 “Special (Defectological) Education”, teachers and all participants of the inclusive education system.
Key words: adapted basic general education programs; inclusive education; inclusion; inclusive educational environment; children’s autism; autistic children; autism spectrum disorder; ASD; tutor support; tutoring; tutors.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.