Файл статьи: PDF
Аннотация: Современная инклюзивная и специальная педагогическая практика нуждается в том, чтобы уйти от упрощенных представлений о формировании и развитии учебно-профессиональной самостоятельности обучающихся: без диалога реального педагога с реальным студентом, без диалога студентов друг с другом, без готовности всех участников взаимодействия к формированию и укреплению самостоятельности, инициативы и автономии в их учебно-профессиональной жизни и деятельности во всех сферах активизация самостоятельности невозможна. Цель исследования — изучить проблемы формирования и развития учебно-профессиональной самостоятельности обучающихся в инклюзивном образовании. Основной метод исследования — теоретический анализ и синтез проблем формирования и развития учебно-профессиональной самостоятельности обучающихся в инклюзивном образовании. Новизна реализуемого нами исследования заключается в попытке интегративного осмысления проблем формирования и развития учебно-профессиональной самостоятельности студентов в процессе обучения и воспитания в вузе в рамках инклюзивной модели педагогических отношений. Концептуализация умений учиться и учить, общей готовности к (обеспечению) самостоятельности (автономии) своей собственной и других людей, учебно-профессиональной активности должна включать и у обучающихся, и у преподавателей уровни личностной, межличностной и профессиональной компетентности.
Ключевые слова: умение учить; умение учиться; учебно-профессиональная самостоятельность; студенты; высшие учебные заведения; инклюзивное образование; инклюзия; специальная педагогика; самодетерминация личности.
Abstract: Modern inclusive and special pedagogical practice needs to get away from simplified ideas about the formation and development of educational and professional independence of students: activation of independence is impossible without a dialogue between a real teacher and a real student, without a dialogue of students with each other, without the readiness of all interaction participants to form and strengthen independence, initiative and autonomy in their educational and professional life and activity in all spheres. The purpose of the study is to investigate the problems of formation and development of educational and professional independ-ence of students in inclusive education. The main research method includes theoretical analysis and synthesis of the problems of formation and development of educational and professional inde-pendence of students in inclusive educa-tion. The novelty of this research lies in an attempt to integratively comprehend the problems of the formation and de-velopment of educational and profes-sional independence of students in the process of teaching and upbringing at a university within the framework of an inclusive model of pedagogical relations. Conceptualization of the ability to learn and teach, of the general readiness for (ensuring) independence (autonomy) of one's own and other people's educational and professional activity should include both in students and teachers certain levels of personal, interpersonal and professional competence.
Key words: ability to teach; ability to learn; educational and professional in-dependence; students; higher education institutions; inclusive education; inclu-sion; special pedagogy; self-determi-nation of a person.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.