Вам может быть интересно:
Архив журнала
Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач
- 634
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье подчеркивается, что именно математике, и особенно ее разделу, связанному с обучением решать математические задачи, принадлежит ключевая роль в формировании базовых учебных действий, особенно познавательных и регулятивных. Цель статьи — представить технологию формирования базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебном процессе; показать значимость формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью. Авторы анализируют уровень сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий у 79 обучающихся с легкой умственной отсталостью и у 46 обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Исследование раскрывает состояние и отличия в становлении базовых учебных действий у обучающихся с разной степенью интеллектуального нарушения в процессе решения математических задач. Подробно описана динамика развития базовых учебных действий у обучающихся от второго к пятому классу. Приводится анализ умений решать математические задачи обучающимися с легкой и умеренной умственной отсталостью. Рассмотрена система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач. Материалы исследования могут быть реализованы в дальнейшей исследовательской деятельности для решения проблемы актуализации и формирования базовых учебных действий в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей с легкой и умеренной умственной отсталостью в условиях федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: базовые учебные действия; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; математика; методика преподавания математики; математические задачи; решение задач; системно-деятельностный подход; специальные школы; коррекционные школы.
Abstract: The article emphasizes that it is mathematics, and especially its section related to teaching arithmetic problem solving, that plays the key role in the formation of basic learning actions, especially cognitive and regulatory ones. The purpose of the article is to present a technology for the formation of basic learning actions in pupils with mild intellectual disability in the education process and to show the importance of the formation of basic learning actions in pupils with intellectual disability. The authors analyze the level of for-mation of personal, communicative, regulatory and cognitive basic learning actions in 79 pupils with mild intellectual disability and in 46 pupils with moderate intellectual disability.
The study reveals the state and differ-ences in the development of basic learn-ing actions in pupils with varying degrees of intellectual disability in the process of solving arithmetic problems. The dynamics of the development of basic learning actions in pupils of the
2nd -5th grades is described in detail. The article contains an analysis of the skills to solve arithmetic problems by pupils with mild and moderate intellectual disability. The authors consider the system of rehabilitation-educational mea¬sures aimed at the formation of basic learning actions in pupils with intellectual disability in the process of teaching arithmetic problem solving. The materials obtained can be used in further research to solve the problem of actualization and formation of basic learning actions in education institutions that provide education to children with mild and moderate intellectual disability in the context of the Federal State Educational Standard for the education of pupils with intellectual disabilities.
Key words: basic learning actions; olygophrenopedagogy; intellectual disa-bility; children with intellectual disability; mathematics; methods of teaching mathematics; mathematics problems; problem solving; systemic activity-based approach; special schools.