Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования логопедической работы по коррекции навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Представлены данные, свидетельствующие о наличии разнообразных нарушений речевого дыхания у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Показана проблема нерационального использования глухими и слабослышащими дошкольниками набранного в легкие воздуха и вытекающих из этого нарушений структурных компонентов произносительной стороны речи. Новизна исследования заключается в выявлении дополнительных возможностей в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов по формированию навыков правильного речевого дыхания. Определена необходимость объединения усилий сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководите-ля, инструктора по физической куль-туре при проведении работы по формированию навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Выявлены дополнительные возможности в процессе формирования и коррекции речевого дыхания каждым специалистом дошкольного образовательного учреждения, которые рассматриваются в качестве эффективного ресурса всей учебно-воспитательной работы над устной речью детей с нарушением слуха. Рассматриваются формы взаимодействия с родителями дошкольников с нарушенной слуховой функцией в коррекционно-восстановительной работе над речевым дыханием. Продемонстрирована значимость использования современных приемов работы по формированию устной речи дошкольников для обеспечения их качественного всестороннего развития.
Ключевые слова: речевое дыхание; дошкольники с нарушением слуха; нарушения речевого дыхания; дошкольные образовательные учреждения; детская речь; развитие речи; речевое развитие; дошкольная сурдопедагогика; нарушения слуха; дети с нарушениями слуха; слуховые нарушения; логопедическая работа; коррекционная работа.
Abstract: The article deals with the issues of improvement of logopedic work on rehabilitation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The study provides data indicating the existence of various diversified phonic breathing disorders in children with complete and partial hearing loss. The article reveals the problem of irrational use of the air drawn into the lungs by preschoolers with hearing loss and the resulting impairment of the structural components of the phonetical aspect of speech. The novelty of the study consists in discovery of additional opportunities in the work of the specialists of preschool education institutions of combined and compensatory types on the formation of correct phonic breathing skills. The authors argue that it is necessary to unite the efforts of the surdopedagogue, tutor, music teacher, and PT instructor while conducting work aimed at the formation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The authors have revealed additional opportunities in the process of formation and rehabilitation of phonic breathing by each specialist of the preschool education institution, which are believed to be efficient resources of the whole educational work on the oral speech of children with hearing loss. The forms of interaction with the parents of preschoolers with hearing loss in the process of rehabilitation-educational activity are also considered. The study demonstrates the necessity of using modern methods of work on oral speech formation of preschoolers to guarantee their high-quality all-round development.
Key words: phonic breathing; preschoolers with hearing loss; phonic breathing disorders; preschool education institutions; children’s speech; speech development; development of speech; preschool surdopedagogy; hearing loss; children with hearing loss; hearing impairments; logopedic support; rehabilitation support.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.