Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлена система коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов, имеющими общее недоразвитие речи, с целью становления смыслового компонента читательской деятельности. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно, без помощи коррекционных педагогов. Кроме того, в настоящее время исследования показывают значительное снижение уровня читательской компетенции среди детей младшего школьного возраста. Предложенная нами система коррекционно-логопедической работы имеет несколько этапов и основывается на операциях по смысловому восприятию текста в процессе прочтения на трех разных уровнях: предметно-денотативном, лингвистическом и смысловом, что способствует формированию понимания текстовых мате-риалов в целом. Основным инструментом для достижения обозначенной цели были выбраны тексты со сказочными мотивами. Для проведения экспериментального обучения были написаны авторские сказки, материал которых затем был организован с включением в специальные модули. Также коррекционно-логопедическое обучение предполагало мотивационную сторону: для получения наиболее высоких результатов необходимо было показать учащимся важность навыка чтения. Формирующий эксперимент позволил значительно улучшить навыки, обеспечивающие понимание текста на предметно-денотативном, лингвистическом и смысловом уровнях, у учеников экспериментальной подгруппы. Представленная система коррекционно-логопедической работы может быть применена на логопедических пунктах в общеобразовательных учреждениях для обучения младших школьников.
Ключевые слова: ОНР; общее недоразвитие речи; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; младшие школьники; понимание текста; восприятие текста; сказки; сказочные сюжеты.
Abstract: This article presents a system of rehabilitation speech therapy activities with primary school pupils with general speech underdevelopment in order to form their reading comprehension skills. In recent decades, general education schools report more and more pupils whose specific developmental features are classified as “general speech underdevelopment”. This disorder hin-ders the acquisition of school knowledge and cannot be compensated for by the child on his or her own, without the help of teachers-logopedists. In addition, modern research shows a significant decline in the level of the reading com-petence among children of primary school age. The system of rehabilitation speech therapy suggested in this article has several stages and is based on opera-tions of text comprehension in the pro-cess of reading at three different levels: object-denotative, linguistic and semantic, which facilitates the formation of text comprehension skills in general. Texts with fairy-tale plots were chosen as the main tool for achieving this goal. To conduct experimental training, authored tales were written, and then organized into special modules. The rehabilitation-logopedic training also presupposed a motivational aspect: in order to obtain highest results, it was necessary to demonstrate to the pupils the importance of reading comprehension skills. The formative experiment made it possible to significantly improve the text comprehension skills at the object-denotative, linguistic and semantic levels in the experimental subgroup pupils. The suggested system of rehabilitation speech therapy can be used at logopedic facilities in education institutions to teach primary school pupils.
Key words: general speech underdevelopment; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; disorders of speech; junior schoolchildren; text comprehension; text perception; fairy tales; plots.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.