Архив журнала
Методики формирования профессиональных навыков у лиц с синдромом Дауна в условиях их социальной реабилитации
- 473
- Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования — проанализировать существующие методики формирования профессиональных навыков у лиц с синдромом Дауна в условиях их социальной реабилитации. В статье рассматриваются факторы развития синдрома Дауна, условия, влияющие на развитие лиц с синдромом Дауна, подчеркивается роль семьи в их обучении и воспитании. Особое внимание уделяется развитию у обучающихся с ОВЗ, в том числе и у детей с синдромом Дауна, самостоятельности, формированию у них умений, необходимых для достижения успеха, умений адаптации, умений социального регулирования и умений, предшествующих профессии, а также профессиональных умений. Последние рассматриваются в аспекте их формирования в школьном обучении, представленности их в про-граммах коррекционных школ как в Азербайджанской Республике, так и за ее пределами. Определяются задачи профессионального обучения лиц в специальных школах, особенности профессиональной реабилитации лиц с синдромом Дауна, описываются основные направления в коррекции психического развития (сенсорное воспитание, развитие воображения, мышления, речи). Анализируются программы и методики формирования профессиональной компетентности лиц с ОВЗ с учетом уровня нарушения интеллектуального развития, реализуемые в США и странах Западной Европы. Приводится рекомендуемая последовательность обучения в организации профессиональной подготовки лиц с синдромом Дауна в раннем подростковом возрасте.
Ключевые слова: дети с синдромом Дауна; синдром Дауна; Дауна синдром; социальная реабилитация; профессиональные навыки; психическое развитие; профессиональные компетенции.
Abstract: The aim of the study is to analyze the existing methods of formation of professional skills in persons with Down syndrome in the process of their social rehabilitation. The article examines the factors of development of Down syndrome and the conditions that affect the development of persons with Down syndrome and emphasizes the role of the family in their education and upbringing. Special attention is paid to the development of independence in students with disabilities, including those with Down syndrome, to the formation of the skills necessary for achievement of success, of adaptation skills, social regulation skills and skills formed during pre-professional training, as well as professional skills. The latter are considered in the light of their formation during schooling and their inclusion in the programs of special schools both in the Republic of Azerbaijan and abroad. The article determines the tasks of professional training of persons in special schools and the peculiarities of professional rehabilitation of students with Down syndrome, describes the main areas in the rehabilitation of the psychological development (sensory education, development of imagination, thinking and speech). The author ana-lyzes the programs and methods of pro-fessional competence formation of per-sons with disabilities, taking into account the level of intellectual development, used in the United States and Western Europe. The study suggests a sequence of learning activities in the organization of professional training of persons with Down syndrome in early teens.
Key words: children with Down syndrome; Down syndrome; social rehabilitation; professional skills; psychological development; professional competences.