Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В русле комплексного подхода представлены анализ и описание субъективных и объективных методов диагностики состояния и речевого развития детей раннего возраста. Раскрывается последовательность комплексной диагностики речевой активности детей, междисциплинарный подход в сборе и обобщении клинико-психолого-педагогической информации. Указано, что обследование начинается с применения субъективных методов. Они позволяют собрать медико-социальную информацию о ребенке, которая будет учтена при организации логопедической помощи. Основной объем информации о состоянии речевого развития ребенка можно получить с помощью применения комплекса объективных методов, в частности за счет логопедического обследования, включающего в себя приемы и методы изучения основных компонентов речевого развития. Для реализации визуальной, инструментальной и пальпаторной оценки состояния артикуляционного аппарата используются наборы современных технических средств. Функциональные методы исследования нацелены на объективную оценку, выявление и дифференциацию степени нарушений функции различных органов и физиологических систем организма путем измерения физических, химических или иных объективных показателей их деятельности. Функциональными методами оценивается работа органов артикуляции, анализируется состояние функциональных возможностей сосания, жевания и глотания пищевого комка или жидкости. Аппаратными методами оценивают состояние мышц и основные функции органов и тканей челюстно-лицевой области (лицевой, губной и язычной мускулатуры), функции дыхания, жевания, глотания, речи. Отдельное внимание в статье уделено общению с родителями и предъявлению им результатов логопедического обследования детей, включению в коррекционно-развивающие занятия. Содержание статьи будет полезно учителям-логопедам, учителям-дефектологам, специалистам по восстановительной медицине, а также родителям.
Ключевые слова: диагностика речевого развития; логопедическая диагностика; дошкольная логопедия; ранний возраст; ранняя логопедическая помощь; логопедическая работа; комплексная реабилитация; речевой онтогенез; патология речи; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; нарушения речи; развитие речи; детская речь.
Abstract: A holistic approach is used to present an analysis and a description of subjective and objective methods of diagnosing the state and the speech development of children at an early age. The study describes the practical stages of complex logopedic diagnostics of children and the interdisciplinary approach to collecting and summing up clinical, psychological and pedagogical information. Examination of speech begins with the application of subjective methods. They provide initial medical and social data concerning the child under investigation which will be used while organizing logopedic aid. The main amount of information about the state of the child’s verbal developmen can be obtained through a set of objective methods, and specifically via direct logopedic examination embracing techniques and methods of investigation of the main components of speech development. To realize visual, instrumental and palpational methods of evaluation of the state of the vocal apparatus, the authors use sets of modern technical tools. The functional methods of examination are intended to objectively estimate, reveal and differentiate the degree of impairment of functioning of various organs and phisiological systems of the orgamism by measuring physical, chemical and other objective indicators of their activity. The functional methods are used to estimate the activity of organs of articulation and to analyze the state of the functional potential of sucking, chewing and swallowing a bolus. Hardware methods are used to estimate the state of the muscles and the main functions of the organs and tissues of the maxillofacial area (facial, labial and tongue muscles) and the functions of breathing, chewing and swallowing and speaking. Special attention is paid to contacts with the parents and presentation to them of the results of the logopedic examination obtained and further inclusion of their children in rehabilitation-educational activities. The article is targeted at teachers-logopedists, defectologists, specialists in rehabilitation medicine, as well as parents.
Key words: speech development diagnostics; logopedic diagnostic; preschool logopedics; early age; early logopedic aid; logopedic rehabilitation; complex rehabilitation; speech ontogenesis; speech impairment; speech disorders; children with speech disorders; speech development; children’s speech.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.