Архив журнала
Особенности нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна
- 631
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описаны современные представления отечественных и зарубежных ученых о специфике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна. Подчеркивается, что помимо физических особенностей, для детей с синдромом Дауна характерно психическое недоразвитие, которое связано с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся результаты современных медицинских и психолого-педагогических исследований, в которых указано, что большинство детей с синдромом Дауна имеют легкую или среднюю степень нарушения интеллекта (умственной отсталости), только небольшое количество детей — тяжелую степень умственной отсталости. Подробно описано развитие мыслительных процессов и операций, которые снижены и затруднены; при этом понятия у детей с синдромом Дауна формируются сложно, а понимание абстрактных выражений и слов им практически недоступно. Авторами представлено подробное описание развития у детей с синдромом Дауна зрительного и слухового восприятия, для которых характерно замедление темпа восприятия и узость его объема, что ослабляет поисковую активность. В статье проанализированы особенности развития внимания и памяти детей. К недостаткам внимания исследователи относят низкую устойчивость и недостатки его распределения, замедленность переключения. Память детей с синдромом Дауна характеризуется гипомнезией; все процессы памяти имеют низкую продуктивность. Особое внимание уделено характеристике речевого развития детей в дизонтогенезе. Раскрыт этиопатогенез речевых нарушений у детей с синдромом Дауна. На основе проведенного многолетнего комплексного динамического изучения 58 детей с синдромом Дауна в возрасте от 1 года 6 мес. до 6 лет подробно описана специфика раннего речевого и познавательного развития.
Ключевые слова: дети с синдромом Дауна; детский аутизм; дети-аутисты; нарушения познавательного развития; нарушения интеллекта; речевые нарушения; понимание речи; зрительное восприятие; мыслительная деятельность.
Abstract: The article describes modern ideas of domestic and foreign scholars about the peculiarities of developmental disorders in toddlers and preschool children with Down syndrome. It is emphasized that apart from physical abilities, children with Down syndrome are characterized by psychological underdevelopment which is associated with intellectual disability. The authors quote the results of modern medical and psycho-pedagogical studies which show that the majority of children with Down syndrome have a mild or moderate degree of intellectual disability, and only a small number of children suffer from a severe degree of intellectual disability. The article describes in detail the development of mental processes and operations which are suppressed and inhibited; and the concepts are formed with difficulty, while abstract expressions and words are practically beyond comprehension. The authors present a detailed description of the development of visual and auditory perception in children with Down syndrome, who are characterized by a slow tempo of perception and narrow boundaries of its volume, which weakens their searching activity. The article analyzes the peculiarities of development of attention and memory of such children. The drawbacks of attention are said by the authors to include low stability and poor distribution and slow switching over. The memory of children with Down syndrome is characterized by hypomnesia; all memory processes are underproductive. Special attention is paid to the characteristics of speech development of children in dysontogenesis. The article reveals the etiopathogenesis of speech disorders in children with Down syndrome. The paper provides a detailed description of the specificity of the early speech and cognitive development on the basis of a long comprehensive dynamic observation of 58 toddlers and preschool children aged 1.5 to 6 years with Down syndrome.
Key words: children with down syndrome; children’s autism; autistic children; disorders of cognitive development; intellectual disabilities; speech disorders; speech comprehension; visual perception; thinking.