Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье как элемент креативной компетентности учащегося рассматривается творческое воображение и влияние процесса его раз-вития на социальные отношения внутри инклюзивной группы. Рассмотрена взаимообусловленность в развитии компонентов креативной компетентности учащегося, определена роль среди них творческого воображения. Раскрыты потенциальные возможности занятий творческого характера в процессе социальной адаптации детей с задержками развития, обусловливающими затруднения в установлении социальных связей в рамках традиционной учебной деятельности, предусматривающей фактор интеллектуальной состоятельности как базовый при оценке статусного положения в ходе формирования социальных страт внутри стабильной группы. Предложен план комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения, обозначены методы развития творческого воображения у учащихся начальных классов с задержкой психического развития средствами эстетического развития в условиях инклюзии в рамках внеурочных занятий. На основании экспериментальных данных показаны одновременные рост уровня развития творческого воображения у участников эксперимента и улучшение хода социализации учащихся с задержкой психического развития в инклюзивных группах, выражающееся в отнесении их другими детьми к «предпочитаемым» в противовес «отверженным» и «игнорируемым», что было характерно на момент начала экспериментальной работы, проведенной в рамках исследования. Названы предпосылки усиления роли творческого воображения как основного компонента креативной компетентности в условиях инклюзивного образования относительно традиционного обучения.
Ключевые слова: креативная компетентность; ЗПР; дети с задержкой психического развития; задержка психического развития; социальная адаптация; инклюзивное образование; инклюзия; младшие школьники; творческое воображение; начальная школа.
Abstract: The article considers creative imagination and the influence of the process of its development on social relations within an inclusive group as an element of creative competence. The study explores the interrelationships in the development of the components of the student's creative competence and determines the role of creative imagination among them. The author reveals the potential of creative activities in the process of social adaptation of children with developmental delays, which cause difficulties in establishing social ties within the framework of traditional educational activities presupposing the factor of intellectual competence as the basic one in assessing the status position during the formation of social strata within a stable group. The study suggests a plan of comprehensive rehabilitation-educational work on the development of creative imagination and outlines the methods of developing creative imagination in primary school students with disorders of psychological development by means of aesthetic education in the situation of inclusion in extracurricular activities. On the basis of experimental data, the author shows a simultaneous increase in the level of development of creative imagination of the participants and an improvement of the status of socialization of students with disorders of psychological development in inclusive groups, as their typical peers refer them to the group of the “preferred” as opposed to the “outcast” and “ignored”, which was characteristic of the beginning of the experimental work carried out in the framework of the dissertation research. The author identifies the prerequisites for strengthening the role of creative imagination as the main component of creative competence in the context of inclusive education in comparison with traditional learning.
Key words: creative competence; DPD; children with disorders of psychological development; disorders of psychological development; social adaptation; inclusive education; inclusion; junior schoolchildren; creative imagination; primary school.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.