Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена влиянию биологических и социальных факторов на развитие ребенка. Перечислены и подробно раскрыты социально-психологические факторы и возможные результаты их воздействия на формирование психики ребенка, а также на возникновение и усугубление отклонений в психическом развитии. Описывается роль семьи в развитии ребенка, включая возможное негативное влияние на его речевое и психологическое становление. Раскрыто значение общения с близ-кими взрослыми и сформированной привязанности в общем психическом развитии младенца, а также влияние стиля семейного воспитания и детско-родительских отношений на этот процесс. Помимо микросоциальных, характеризуются мезосоциальные и макросоциальные средовые факторы, влияющие на становление индивидуума. В статье изложены различия между акцентуациями характера как пограничного с нормальным состояния психики и психопатиями как аномалиями характера, а также при-чины этих отличающихся явлений. Показано влияние материнской депрессии на развитие младенца, а также описаны причины и симптомы депрессивных расстройств у детей разных возрастных категорий. Обозначено негативное влияние на здоровье, как соматическое, так и эмоционально-психологическое, дли-тельного пребывания детей и подростков у экранов гаджетов. Указаны те нарушения психологического и речевого развития ребенка, которые обусловлены именно социально-психологическими факторами. Обоснована необходимость просветительской работы с семьями с целью предотвращения и преодоления проблем с психическим развитием детей.
Ключевые слова: психическое развитие; факторы развития; дети с отклонениями в развитии; семейная среда; семейное воспитание; психологические расстройства.
Abstract: The article is devoted to the issue of influence of biological and social factors on the development of a child, enumerates and reveals in detail socio-psychological factors and possible results of their impact on the formation of the child's psyche, as well as on the occurrence and aggravation of deviations in psychological development. The article describes the role of the family in the child's development, including a possible negative impact on their speech and psychological development. The author reveals the importance of communication with close adults and well-formed attachments in the overall psychological development of the baby, as well as the influence of the style of family education and child-parent relations on this process. In addition to the microsocial factors, the mesosocial and macrosocial environmental factors that influence the formation of an individual are involved in the study. The article describes the differences between borderline accentua-tions of temper of persons with the typical state of the psyche and psycho-pathies as anomalies of temper, and looks for the reasons of such differences. The author demonstrates the influence of the mother’s depression on the development of the infant and describes the causes and symptoms of depressive disorders in children of different age groups. The study reports negative impact on health, both somatic and psycho-emotional, of long-term stay of children and adolescents in front of gadget screens. The observation includes violations of the psychological and speech development of the child, which are caused only by socio-psychological factors. The author substantiates the significance of education of children's families in order to prevent and overcome problems with children's psychological development.
Key words: psychological development; factors of development; children with developmental deviations; family environment; family education; psycho-logical disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.