Рубрика: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Представлены клинические особенности сна у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и моторной дисфазией развития (МДР). Продемонстрировано нарушение формирования хронобиологических механизмов у детей с отклоняющимся развитием с раннего возраста, проявляющееся нарушением сна в виде трудностей засыпания, беспокойного сна с частыми ночными пробуждениями (более 2—3 раз), инверсии сна, повышенной двигательной активности во сне, что может быть расценено как первые симптомы возможного девиантного развития у ребенка. В дошкольном возрасте у детей с СДВГ расстройства сна выявлялись достоверно чаще по сравнению со здоровыми сверстниками и характеризовались как пресомническими симптомами (трудность отхождения ко сну, длительное засыпание — Resistance bedtime, sleep resistance, resistance to sleep time), так и интрасомническими нарушениями (частые ночные пробуждения, трудность перехода к бодрствующему состоянию, снижение работоспособности в утренние часы, дневная сонливость). Для пациентов с МДР типичными оказались интра- и постсомнические нарушения. В статье обсуждаются возможные механизмы нарушения сна и бодрствования у детей с нарушением развития.
Ключевые слова: дошкольники; нарушения сна; расстройства сна; СДВГ; синдром дефицита внимания и гиперактианости; гиперактивные дети; нарушения речи; расстройства психоречевого развития.
Abstract: The article describes specific clinical features of sleep in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and motor developmental dysphasia (MDD). The study demonstrates a violation of the formation of chronobiological mecha-nisms in children with deviant develop-ment from an early age, manifested by sleep disturbance in the form of difficulty falling asleep, restless sleep with frequent nocturnal awakenings (more than 2-3 times), sleep inversion, and increased motor activity during sleep, which can be regarded as the first symptoms of certain deviant development in a child. At preschool age, children with ADHD develop sleep disorders significantly more often compared with typical peers. These disorders are characterized as presomnic symptoms (bedtime resistance, sleep resistance, resistance to sleep time), as well as intrasomnic disorders (frequent nocturnal awakenings, difficulties in transition to the waking state, decreased performance in the morning hours, daytime sleepiness). Intra- and post-somnic disorders were typical for patients with MDD. The article discusses the possible mechanisms of sleep and wakefulness impairments in children with developmental disorders.
Key words: preschool children; sleep disorders; sleep impairments; ADHD; attention deficit hyperactivity disorder; hyperactive children; speech disorders; disorders of psychological and speech development.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.