Файл статьи: PDF
Аннотация: Теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что подростки с интеллектуальными нарушениями (нарушением интеллекта) входят в категорию наиболее подверженных негативному воздействию различных опасностей социальной среды — образовательной, информационной, социально-бытовой. Цель исследования состояла в изучении способности подростков с интеллектуальными нарушениями распознавать опасную ситуацию, прогнозировать ее последствия, определять способы ее избегания. Была использована авторская методика «Подростки в опасных ситуациях», позволяющая установить способности подростков к распознаванию, прогнозированию последствий и избеганию опасных ситуаций. В исследовании приняли участие 82 подростка: 32 подростка с интеллектуальными нарушениями составили экспериментальную выборку и 50 подростков без нарушений развития — контрольную группу. Статистический анализ проводился с целью выявления влияния фактора «Интеллектуальные нарушения» на изученные способности подростков распознавать опасную ситуацию, прогнозировать ее последствия и избегать опасности (F-критерий Фишера). Выявлены общие со сверстниками без нарушений развития и специфические закономерности развития способности к распознаванию опасных ситуаций и избеганию их последствий у подростков с интеллектуальными нарушениями. Выявлены статистически значимые различия в уровне сформированности этих способностей по всем видам опасностей — физической, социальной, информационной среды. Установлено, что подростки с интеллектуальными нарушениями менее, чем их сверстники без нарушений развития, способны к распознаванию опасности в ситуации и определению эмоциональных состояний участников опасных ситуаций, затрудняются прогнозировать последствия опасных ситуаций, проявляют более низкие способности к избеганию опасностей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по формированию безопасного поведения у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: подростки; нарушения интеллекта; интеллектуальные нарушения; дети с нарушениями интеллекта; распознавание опасных ситуаций; опасные ситуации; эмоциональные состояния; прогнозирование последствий; избегание опасных ситуаций; олигофренопсихология.
Abstract: A theoretical analysis of the studies of home and foreign researchers has shown that teenagers with intellectual disorders (impaired intellect) belong to the group of children more susceptible to the negative effects of various dangers in social environment – educational, informational and everyday living. The aim of the study is to investigate the ability of teenagers with intellectual disabilities to recognize a dangerous situation, to predict its consequences and to devise ways to avoid it. The study involves an original authored method “Teenagers in dangerous situations”. The method allows determining the teenagers’ ability to recognize danger, predict its consequences and avoid dangerous situations. 82 teenagers participated in the study: 32 respondents with intellectual disability formed the experimental group of the sample, and 50 typical respondents made up the control group. The statistical analysis was carried out to define how the factor of “Intellectual Disabilities” influenced the teenagers’ abilities to recognize a dangerous situa-tion, predict its consequences and avoid danger (F-test). The research revealed that teenagers with intellectual disabilities and their typical peers have common and specific tendencies in developing the ability to recognize dangerous situations and avoid their consequences. The statistics revealed the statistically significant differences in the level of formation of these abilities in all kinds of dangers – including ones in the physical, social and information environments. It was defined that teenagers with intellectual disabilities were less successful in recognizing danger in a situation and defining emotional states of a dangerous situation members, found it difficult to predict the consequences of dangerous situations and to avoid them, compared to their peers with no intellectual impairment. The research findings may be used to develop programs aimed at formation of safe behavior in teenagers with intellectual disabilities.
Key words: teenagers; intellectual disabilities; intellectual disorders; children with intellectual disabilities; recognition of dangerous situations; dangerous situations; emotional states; predicting consequences; avoiding dangerous situations; olygophrenopsychology.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.