Файл статьи: PDF
Аннотация: Профессиональное обучение выпускников коррекционных школ и школ-интернатов осуществляется в специальных группах некоторых колледжей. Чтобы подготовить подростков с ментальными нарушениями к самостоятельной трудовой жизни, преподавателям необходимо применять особые методы, обеспечивающие включенность студентов в процесс обучения, а также способствующие их личностному развитию. Такие методы были подобраны, разработаны и проверены в рамках уроков изучения нового материала по дисциплинам «Психология личности и профессиональное самоопределение» и «Коммуникативный практикум» в КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж» (г. Уссурийск). Каждый метод соответствует определенному этапу урока. Мы выделили 4 этапа: организационный, изучение нового материала, проверка понимания и закрепление знаний (итоговый). В статье рассмотрены способы поддержания познавательной активности студентов, которые мы определили как методы: предложение обучающимся вопросов, обладающих особым психологическим эффектом; изучение абстрактных понятий с помощью наглядного пособия — схемы образов понятия; предложение обучающимся творческих заданий, предполагающих использование красочного оборудования; создание ситуации выбора; метод оценки студентами собственных усилий, приложенных для выполнения задания. Применение данных методов на практике позволило включить в работу на уроках всех или почти всех присутствующих. Методический материал обобщен в форме таблицы в конце статьи.
Ключевые слова: студенты с ментальными нарушениями; ментальные нарушения; ментальные расстройства; познавательная активность; изучение нового материала; учебные дисциплины; методы обучения; наглядные пособия; автомобильно-технические колледжи.
Abstract: Professional training of teenage leavers of special schools and boarding schools is carried out in special groups of some colleges. To prepare teenagers with mental disorders for independent working career, teachers must apply special methods ensuring the inclusion of students in the learning process and contributing to their personal development. Such methods were selected, developed and tested at the lessons of new knowledge acquisition in the courses “Psychology of personality and professional self-determination” and “Communicative workshop” at the Regional state budgetary vocational educational institution “Automobile Technical College” (Ussuriysk). Each method corresponds to a certain stage of the lesson. The author singles out 4 stages: organizational, learning new material, checking understanding and consolidating knowledge, and final. The article discusses the ways of maintaining cognitive activity of students. These ways are defined in this article as methods such as asking students questions with a special psychological effect, studying abstract concepts using a visual aid — a concept image schema, offering students creative tasks involving usage of color paper and markers, creating a situation of choice, and the method of students’ evaluation of their own efforts to complete the assignment. The application of these methods in practice made it possible to engage all or almost all of those present in classroom work. The methodological material is summarized in the form of a table at the end of the article.
Key words: students with mental disorders; mental disorders; mental illnesses; cognitive activity; new knowledge acquisition; learning disciplines; methods of teaching; visual aids; automobile technical colleges.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.