Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Современная цифровая среда расширяет возможности для интеграции научно-практических знаний, открывая доступ к тем ресурсам, которые ранее требовали отдельных подходов к их использованию. Вместе с тем технологические и прикладные аспекты широкой цифровизации не могут гарантировать искомую эффективность ее внедрения, учитывая традиции и инновации образовательного процесса высшей школы. В этой ситуации необходимо исследовать функциональные возможности информационно-образовательной среды вуза и проанализировать ее особенности в соответствии с программными задачами подготовки специалиста. В данной статье представлены результаты аналогового исследования применительно к процессу профессиональной подготовки педагога-дефектолога. Цель исследования заключалась в изучении ресурсов и возможностей цифровой образовательной среды в процессе профессиональной подготовки педагога-дефектолога. В эксперименте приняли участие 65 студентов — бакалавров и магистров Московского государственного областного университета. Методы исследования: анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, анализ ресурсов электронной образовательной среды МГОУ, анкетирование студентов-бакалавров. Теоретическую базу исследования определили основные положения ком-петентностного, акмеологического, средового и гуманитарно-антропологического подходов к подготовке педагога как основы формирования компетентности, профессиональной готовности в специально спроектированных условиях с использованием современных информационных систем и ресурсов. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены экспериментальные данные о влиянии ресурсов цифровой среды на формирование профессиональных компетенций выпускника-дефектолога. Выявлено, что информационные системы и электронные ресурсы цифровой образовательной среды в большей степени используются студентами (бакалавриата и магистратуры) для получения теоретических знаний, в меньшей степени — для формирования профессиональных умений и навыков. Это может служить обоснованием для поиска нового содержания обучения и совершенствования практико-ориентированных интерактивных методических инструментов.
Ключевые слова: информатизация образования; информационные технологии; информационно-образовательная среда; высшие учебные заведения; педагоги-дефектологи; подготовка дефектологов; студенты-дефектологи; компетентностный подход; образовательный процесс.
Abstract: The modern digital environment expands the possibilities for integrating scientific and practical knowledge, opening up access to those resources that previously required separate approaches to their use. At the same time, technological and applied aspects of wide digitalization cannot guarantee the desired efficiency of its implementation, taking into account the traditions and innovations of the higher education process. In this situation, it is necessary to investigate the functional potential of the information-educational environment of the university and analyze its specific features in accordance with the program objectives of training a specialist. This article presents the results of an analog study in relation to the process of professional training of a teacher-defectologist. The purpose of the research was to study the resources and opportunities of the digital educational environment in the process of professional training of a teacher-defectologist. The experiment involved 65 students: bachelors and masters of the Moscow State Regional University. The research methods used included: analysis of theoretical aspects of the problem under study, analysis of the resources of the electronic educational environment of MGOU, questioning of bachelor stu-dents. The theoretical basis of the study is determined by the basic provisions of competence-based, acmeological, environmental and humanitarian-anthropological approaches to teacher training as the foundation for the formation of competence and professional readiness under specially designed conditions using modern information systems and resources. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time, experimental data on the influence of the re-sources of the digital environment on the formation of professional competences of a graduate-defectologist were obtained. It was revealed that information systems and electronic resources of the digital educational environment are mostly used by students (bachelors and masters) to obtain theoretical knowledge; and to a lesser extent — for the formation of professional skills. This can serve as a justification for the search for new learning content and the improvement of practice-oriented interactive methodological tools.
Key words: informatization of education; information technologies; information-educational environment; higher education institutions; pedagogues-defectologists; training pedagogues-defectologists; students-defectologists; competence-based approach; education process.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.