Рубрика: КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье изложены материалы психолого-педагогического исследования детей первых месяцев жизни с поражением нервной системы. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы для теории и практики младенческого и раннего детства. На базе научной литературы охарактеризованы особенности развития детей младенческого возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы, аргументирована необходимость ранней психолого-логопедической помощи детям группы риска. На основании анализа теоретических источников и проведенного собственного исследования сделаны вы-воды о значимости психолого-педагогического изучения детей младенческого возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы и выявления у них нарушений основных линий развития: психофизического (моторные функции) и речевого (довербальные голосовые реакции). Представлены конкретные данные изучения указанных линий развития у обследованных детей первых месяцев жизни с поражением нервной системы. По результатам анализа полученных данных выделены четыре группы детей младенческого возраста с разным уровнем недоразвития моторных функций и голосовых реакций. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости комплексной медико-психолого-педагогической диагностики детей первых месяцев жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы. Эта диагностика должна явиться основанием для осуществления раннего коррекционного воздействия с целью стимуляции развития двигательных функций и голосовых реакций у данной категории детей и предупреждения у них в дальнейшем нарушений в психомоторном и речевом развитии.
Ключевые слова: психолого-педагогические исследования; ранний возраст; младенчество; перинатальное поражение центральной нервной системы; центральная нервная система; головной мозг; двигательные функции; сенсомоторные реакции; голосовые реакции.
Abstract: The article outlines the materials of a psycho-pedagogical study of young infants with lesion of the nervous system. The urgency of the problem for the theory and practice of infancy and early childhood is substantiated. On the basis of literary sources, the article characterizes the peculiarities of the development of infants with perinatal lesion of the central nervous system and demonstrates the need to provide early psychоlogopedic assistance to such children. Based on the analysis of theoretical sources and his own research, the author of the article makes conclusions about the importance of psycho-pedagogical observation of infants with perinatal lesion of the central nervous system and the detection of impairments of their main developmental lines: psychophysical (motor functions) and speech (preverbal vocal reactions) development. The article presents concrete data about these developmental lines in the infants under observation with nervous system lesions. According to the analysis of the data, four groups of infants with different levels of motor functions and vocal responses underdevelopment have been identified. The findings of the study show the need for a comprehensive psycho-medico-pedagogical examination of infants with perinatal lesion of the central nervous system during the first months of their life. This diagnostics should be the basis for appropriate early rehabilitative intervention in order to stimulate the development of motor functions and vocal reactions in this category of children and to prevent disorders in their future psychomotor and speech development.
Key words: psycho-pedagogical studies; early age; infancy; perinatal lesion of the central nervous system; central nervous system; brain; motor functions; sensorimotor reactions; vocal reactions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.