Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено обоснование необходимости интеграции традиционных педагогических и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью. Актуальность проблемы обосновывается потребностью подготовки названной категории обучающихся к максимально возможной для них самостоятельной жизни в современном цифровом обществе, в цифровой образовательной среде. Проанализированы Послание президента Российской Федерации и проекты, регламентирующие внедрение цифровой образовательной среды на государственном уровне. Проведен анализ понятия «цифровизация», рассмотрены проблемы становления цифровизации в нашей стране. Представлены виды и классификация цифровых технологий с анализом их дидактического потенциала. Указаны наиболее эффективные и перспективные виды цифровых технологий для работы с обучающимися с умственной отсталостью, которые могут применяться в том числе в отношении их профессиональной ориентации: аддитивные технологии, виртуальная и дополненная реальности, Интернет вещей, «цифровой двойник». Обоснована методология исследования, приведены содержание исследования и обсуждение его результатов. Указаны ограничения применения цифровых технологий в отношении обучающихся с умственной отсталостью и обозначены перспективы их образования и профессиональной ориентации. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и воспитателями при подготовке к учебным занятиям в урочное и внеурочное время, а также при подготовке к профориентационным мероприятиям. Родители (законные представители) обучающихся с умственной отсталостью также могут воспользоваться рекомендациями по применению традиционных педагогических и цифровых технологий при создании домашней образовательной среды для своих детей, в том числе с профориентационной целью.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровые технологии; информационные технологии; дидактический потенциал; дидактические принципы; профессиональная ориентация; выбор профессии; профессиональное самоопределение; профориентационная работа; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети.
Abstract: The article substantiates the need to integrate traditional pedagogical and digital technologies in teaching and professional orientation of pupils with intellectual disability. The urgency of the problem is determined by the need to prepare this category of pupils for the maximum possible independent life in the modern digital society, in the digital educational environment. The authors analyze the message of the President of the Russian Federation and the projects regulating the introduction of digital educational environment at the state level. The study analyzes the concept of «digitalization», considers the issues of digitalization development in our country and presents a classification of digital technologies accompanied by an analysis of their didactic potential. The most effective and promising types of digital technologies for work with pupils with intellectual disability that can be used specifically in relation to their professional orientation are indicated: additive technologies, virtual and augmented reality, the Internet of things, and the digital double. The authors substantiate research methodology, describe the course of the study and discuss its results. The study formulates the restrictions on the use of digital technologies in relation to pupils with intellectual disability and indicates the prospects for their education and professional orientation. The materials of the article can be used by teachers and tutors in their preparation for regular lessons and extra-curricular activities, as well as in preparation for career guidance events. The parents (legal representatives) of pupils with intellectual disability can also use the recommendations on the application of traditional pedagogical and digital technologies in creating a home educational environment for their children, and specifically with career guidance purposes.
Key words: digitalization of education; digital technologies; information technologies; didactic potential; didactic principles; professional orientation; vocational guidance; professional self-determination; career guidance; olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.