Файл статьи: PDF
Аннотация: Раскрыта суть педагогической готовности родителей к школьному обучению ребенка, ее значимость на современном этапе развития системы специального образования. Доказано, что специальная подготовка родителей к обучению в школе ребенка с ОВЗ является особой образовательной потребностью семьи, воспитывающей дошкольника с ограничениями здоровья. Выделены специфические критерии педагогической готовности родителей к обучению в школе ребенка с нарушением слуха. В сопоставительном плане представлены результаты оценки педагогической готовности нормально слышащих родителей и родителей, которые сами имеют нарушение слуха (глухоту). Выявлено, что слышащие родители различаются по уровню педагогической готовности к обучению в школе своего ребенка с нарушением слуха (демонстрируют как низкий, средний, так и высокий уровни), тогда как глухие родители находятся только на низком уровне. Педагогические представления как слышащих, так и глухих родителей о специфических образовательных потребностях и возможностях ребенка с нарушением слуха, специальных условиях его обучения неполные, зачастую ошибочны, неадекватны, что затрудняет осознанный выбор варианта образовательного маршрута исходя из степени сближения развития ребенка с возрастной нормой. Большинство и глухих, и слышащих родителей, хотя и по разным причинам (первые — в силу физического состояния слуха, вторые — отсутствия необходимых знаний и умений, а зачастую и родительского желания), не используют богатый потенциал совместной предметно-практической деятельности для подготовки ребенка с нарушением слуха к требованиям школы: не создают преднамеренно ситуаций, в которых будущий первоклассник может максимально раскрыть свой слухоречевой потенциал; общаясь в ходе совместной деятельности, не обогащают его представления об окружающем мире; не формируют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; не учат понимать словесные инструкции, данные в устной, письменной или устнодактильной форме, и следовать им. Полученные данные говорят о необходимости разработки дифференцированных рекомендаций для педагогов по повышению на предшкольном этапе уровня педагогической готовности родителей к обучению в школе ребенка с ограниченными слуховыми возможностями как основы конструктивного взаимодействия специалистов с семьей ребенка.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; слуховые нарушения; дошкольная сурдопедагогика; дошкольники; семейное воспитание; родители; педагогическая готовность родителей; детско-родительские отношения; особые образовательные потребности; особые образовательные условия; готовность к обучению; подготовка к школе.
Abstract: The study describes the essence of the pedagogical readiness of the parents for the schooling of their child and its importance at the present stage of development of special education. The article argues that special preparation of the parents for the school education of their child with a disability is a unique educational need of the family caring for a child with SEND. The study singles out specific criteria of pedagogical readiness of the parents for schooling of their child with hearing loss. It provides a comparative description of evaluation results of the pedagogical readiness of the parents with typical hearing and the parents with a hearing loss (deafness). It has been revealed that the parents with typical hearing differ by the level of pedagogical readiness for schooling of their child with hearing loss (demonstrate low, medium and high levels), whereas the deaf parents demonstrate only low level of readiness. The pedagogical ideas of both typical and deaf parents about the special educational needs and abilities of the child with hearing loss are incomplete, often erroneous and inadequate, which hampers the conscious choice of a variant of the educational route taking into account the degree of proximity of the child’s development with the age norm. The majority of both typical and deaf parents, though due to different reasons (the former – in accordance with the physical state of fearing, and the latter – because of ab-sence of the necessary knowledge and skills, and often the parent’s wish), do not use the rich potential of joint object-oriented practical activity for the prepa-ration of the child with hearing loss for school requirements: do not purposefully create situations in which the future first grade pupil can use their hearing-vocal potential to the full; during joint activity, do not enrich the child’s ideas about the surrounding world; do not form the skills of cooperation with peers and adults; do not teach to understand verbal instructions, given in oral, written or oral-tactile form, and to follow them. The data obtained suggest the need to work out differentiated recommendations for the pedagogues aimed to improve the level of the pedagogical readiness of the parents at the pre-school stage for school education of their child with hearing loss as a constructive interaction between the specialists and the child’s family.
Key words: children with hearing loss; hearing loss; hearing impairments; preschool surdopedagogy; preschoolers; family education; parents; pedagogical readiness of the parents; parent-child relations; special educational needs; special educational conditions; readiness to learn; preparation for school.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.