Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки дефектологов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время перед специальным (дефектологическим) образованием встает задача поиска наиболее эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с родителями. Автор рассматривает подготовку будущих специалистов к сопровождению семей в рамках компетентностного подхода. В современных условиях у будущих дефектологов пред-полагается наличие высокого уровня профессиональной компетенции, не-обходимой для психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ. В статье анализируется состояние проблемы сопровождения родителей детей с ОВЗ. Представлен психолого-педагогический анализ литературы — приоритетных исследований в области высшей школы по подготовке будущих дефектологов. Анализируя научные труды, конкретизирующие отдельные аспекты подготовки дефектологов, автор приходит к выводу, что проблема формирования профессиональной компетенции, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, является малоизученной и требует решения. Обосновывается, что профессиональная подготовка будущих педагогов по сопровождению родителей должна быть практико-ориентирована, предполагать не только теоретическое изучение различных методов, форм, средств, но и непосредственное участие в организации и осуществлении данного сопровождения.
Ключевые слова: компетентностный подход; подготовка будущих дефектологов; студенты-дефектологи; специальное образование; психолого-педагогическое сопровождение; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольники; родители; дуальное обучение.
Abstract: The article is devoted to the problem of training defectologists to provide psycho-pedagogical support for families raising preschool children with disabilities. Currently, special (defectological) education faces the task of searching for most effective ways of training future specialists to work with parents. The author considers training of future specialists to support families in the framework of the competence-based approach. Under the modern conditions, future defectologists are expected to have a high level of professional competence necessary to render psycho-pedagogical support to families raising preschoolers with disabilities. The article analyzes the state of the problem of providing pedagogical assis-tance to the parents of children with disabilities. The article presents a psycho-pedagogical analysis of the most significant studies in the field of higher education devoted to training future defectologists published in methodological literature. Analyzing scholarly papers specifying certain aspects of training defectologists, the author comes to the conclusion that the problem of formation of professional competence focused on psycho-pedagogical support for families raising preschool children with disabilities is still underinvestigated and requires further research. The author concludes that professional training of future teachers to provide support for the parents should be practice-oriented and involve not only theoretical study of various methods, forms, and means, but also direct participation in the organization and realization of this support.
Key words: competence-based approach, training of future defectologists; students-defectologists; special education; psycho-pedagogical support; disabilities; children with disabilities; preschoolers; parents; dual learning.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.