Архив журнала
Лобно-подкорковые взаимоотношения в развитии когнитивных и поведенческих расстройств у детей
- 521
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено когнитивным и поведенческим нарушениям у детей. Показана ранняя динамика поведенческих состояний, дается представление о формировании сознания у детей. Изложены общепринятые положения о локализации основных психических функций, представлена современная сетевая модель регуляции когнитивных и поведенческих функций. Отмечена роль взаимоотношения нейромедиаторных систем в регуляции отдельных компонентов поведения. Даны основные эпидемиологические показатели когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Рассмотрены три наиболее ярких поведенческих заболевания детского возраста: синдром дефицита внимания и гиперактивности, детский аутизм, синдром Жиля де ла Туретта. Проведен сравнительный анализ особенностей наследования, морфологии, нейрохимии, клинической манифестации и возможностей терапии этих расстройств. Показано, что мужской пол, вовлеченность фронтостриарных структур, дофаминовой и серотониновой медиаторных систем являются общими факторами формирования стереотипий и умеренной коррекции ингибиторами обратного захвата серотонина при основных болезнях развития у детей. Генетическая разнородность, вовлеченность прочих анатомических образований, противоречивые девиации в других нейротрансмиттерных системах предопределяют своеобразие клинической картины и недостаточную эффективность нейротропных препаратов других групп.
Формирование мозга как в фило-, так и в онтогенезе подразумевает прозэнцефалическое развитие, основополагающим моментом которого служит прогрессивное увеличение лобных долей. «Избыточное» развитие лобных долей у человека привело к формированию конфликта между эволюционно древними подкорковыми структурами и неокортексом. Подобные противоречия способствуют возникновению основных болезней развития с вовлечением поведенческой и когнитивных сфер.
Ключевые слова: когнитивные расстройства; поведенческие расстройства; лобно-подкорковые взаимоотношения; синдром дефицита внимания и гиперактивности; гиперактивные дети; синдром Туретта; детский аутизм; дети-аутисты; нейромедиаторы.
Abstract: The study deals with cognitive and behavioral disorders in children. The article shows the early dynamics of behavioral states and describes the picture of formation of cognition in children. The author highlights the generally accepted opinions about localization of the basic psychological functions and presents a modern network model of regulation of cognitive and behavioral functions. The article notes the role of interaction between neuromediatory systems in the regulation of certain behavioral components and provides the main epidemiological indicators of cognitive and behavioral disorders in children. The author focuses on three most evident behavioral children’s disorders: attention deficit hyperactivity syndrome, autism spectrum disorder, and Gilles de la Tourette's syndrome. A comparative analysis of the specificity of inheriting, morphology, neurochemistry, clinical manifestation and therapeutic treatment of these disorders has been carried out. It has been shown that the masculine sex, engagement of frontostriatal structures, and dopamine and serotonin mediatory systems are typical factors of stereotypies formation and moderate treatment with the help of serotonin reuptake inhibitors for most developmental disorders in children. Genetic heterogeneity, engagement of other anatomic factors, and controversial deviations in other neurotransmission systems presuppose the specificity of the clinical picture and inadequate effectiveness of neurotropics of other groups.
The formation of the brain both in phylo- and ontogenesis presupposes prosencephalic development which is basically characterized by progressive growth of frontal lobes. “Excessive” development of frontal lobes in man leads to the conflict between the evolutionary ancient subcortical structures and the neocortex. Such contradictions cause the emergence of the basic developmental diseases engaging the behavioral and cognitive spheres.
Key words: cognitive disorders; behavioral disorders; frontal cortex interactions; attention deficit hyperactivity syndrome; hyperactive children; Tourette's syndrome; childhood autism; children with autism; neuromediators.