Файл статьи: PDF
Аннотация: Быстро меняющаяся действительность современного мира диктует свои правила. Внезапно информационно-технические возможности стали не просто помощником в образовательном процессе, но и буквально спасением в вынужденном перемещении учебного пространства на интернет-платформы, тем самым актуализировав возможности и особенности дистанционного образования, его достоинства и недостатки, пути их решения и направления развития. В статье рассматриваются обозначенные дискуссионные вопросы в разрезе восприятия дистанционного образования преподавателями и студентами. Приведены данные исследования эффективности организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения, проведенного магистрантами дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета. Цель исследования — проанализировать с точки зрения дидактики использование информационных тех-нологий как ресурса для образования и оценить значимость принципиально нового подхода к обучению студентов очного отделения. Исследование осуществлялось в три этапа, включающих разработку тестов в области нейрореабилитации; выполнение тестовых заданий магистрантами в условиях разной интенсивности нагрузки и меняющегося временного контекста; анкетирование участников исследования для получения обратной связи и оценки дистанционного образования, выявления проблем и поиска путей оптимизации новой формы обучения. В результате исследования было установлено, что магистранты успешно справляются с задачами дистанционно, проявляют высокий уровень заинтересованности, мотивированности и самоорганизованности. Задания студентами выполнялись в 95 % случаев в срок и на высоком уровне. Магистранты относятся к дистанционному образованию ответственно, активно изучают материал, интересуются дополнительной литературой, вносят конструктивные предложения для улучшения педагогического процесса. Среди проблемных моментов, требующих доработки и совершенствования, от-мечены технические возможности; способы взаимодействия с педагогами; регулирование единомоментной учебной нагрузки обучающимся. В условиях критической нагрузки снижаются темп и качество выполнения заданий, отмечаются негативные эмоциональные реакции, ухудшающие качество учебного процесса. В процессе анкетирования участники исследования поднимали вопрос о здоровьесберегающих технологиях и высказывали пожелания об оптимизации учебного процесса, рассматривая их как основу повышения его эффективности в стремлении к качественному преподаванию и успешному обучению.
Ключевые слова: дистанционное образование; онлайн-обучение; нейрореабилитация; студенты-дефектологи; подготовка будущих дефектологов; информационные технологии; образовательные платформы; здоровьесберегающие технологии; ин-формационная образовательная среда; информатизация образования; здоровье детей.
Abstract: The rapidly changing reality of the modern world dictates its own rules. Out of the blue, information-technological opportunities have not just become a helping tool in the education process but, literally, a salvation in relocating education onto Internet platforms, thus actualizing the opportunities and specific features of distant education, its advantages and disadvantages, problem solutions and development trajectories. The article deals with these debatable issues in terms of the attitude to distance education of teachers and students. It contains the data obtained by the study of effectiveness of organization of the education process under the conditions of distance education carried out by the master’s degree students of the Defectological Faculty of Moscow State Pedagogical University. The aim of the study was to analyze the use of infor-mation technologies as an education resource from the point of view of didactics and to assess the significance of a principally new approach to teaching daytime students. The study embraced three stages including designing tests in the field of neurorehabilitation; doing tests by master’s degree students in the situations of variable intensity and changeable time context; questioning the investigation participants in order to establish feedback and assess distance education, to reveal the problems and to search for the ways for optimization of this new form of education. The study has revealed that the master’s degree students cope with the distance education tasks successfully and demonstrate a high level of enthusiasm, motivation and self-organization. In 95% of all cases, the tasks were completed in time and correctly. The master’s degree students treat distance education with responsibility, study the material actively, show interest in additional literature, and make constructive suggestions to im-prove the pedagogical process. Problematic issues which need amendment and improvement include technical op-portunities; means of interaction with the pedagogues; and regulation of the current learning load by the students. Under the conditions of critical load, we observe lower tempo and poorer quality of task performance and negative emotional responses deteriorating the quality of the education process. While filling out the questionnaires, the participants raised the question about health-preserving technologies and made suggestions about the optimization of the learning process regarding them as a basis of improvement of its effectiveness in the movement towards high quality teaching and successful acquisition of knowledge and skills.
Key words: distance education; online education; neuro-rehabilitation; students-defectologists; training of future defectologists; information technologies; educational platforms; health preserving technologies; information educational environment; informatization of education; children’s health.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.