Архив журнала
Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании
- 525
- Файл статьи: PDF
Аннотация: При сохранении тенденции к расширению инклюзии в современном образовании необходимы анализ состояния этой формы обучения и оценка ее качества. В понятии эвалюации нашли отражение современные представления о технологии оценки инклюзивных процессов в образовательных организациях. Эвалюация эффективности данных процессов опирается на основополагающие принципы их организации и реализации — принцип системности, комплексный подход. Особенностями эвалюации являются ее многоплановость, включающая оценку реальных результатов как овладения обучающимися жизненными компетенциями, освоения академического компонента образования, достижения ими определенного уровня социально-трудовой адаптации, самостоятельности и удовлетворительного качества жизни, так и оценку инклюзивного потенциала образовательной организации с точки зрения реализации образовательной деятельности, методической обеспеченности инклюзивных процессов, квалификации педагогов, воспитателей, родителей, администрации. В статье предлагается ряд систематизированных критериев, которые целесообразно использовать при эвалюации эффектов инклюзивных процессов в образовательных организациях. Эвалюация рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению системного изучения деятельности образовательной организации для получения надежной информации о состоянии и перспективах развития инклюзивных процессов, получения данных для прогнозирования дальнейшего развития инклюзивного образовательного процесса и достижения образовательной организацией планируемых результатов внедрения инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзия; эвалюация; критерии эвалюации; дети с особыми образовательными потребностями; особые образовательные потребности; инклюзивные процессы; инклюзивная образовательная среда; качество образования; управление качеством; жизненные компетенции.
Abstract: In the situation of expanding inclusive trends in modern education, it is necessary to analyze the state of this form of learning and to evaluate its quality. The concept of evaluation reflects the modern ideas about the technology of evaluating inclusive processes in education institutions. The evaluation of effectiveness of these processes is based on the fundamental principles of their organization and implementation — the principle of systematicity and the principle of complex approach. The specific features of evaluation reflect its complex nature, including assessment of the real results of the students’ acquisition of life competences, mastering the academic component of education, achieving a certain level of social and labor adaptation, independence and satisfactory quality of life, as well as assessment of the inclusive potential of an education institution in terms of realization of educational activity, methodological support of inclusive processes, and qualification of teachers, childcarers, parents, and members of administration. The article suggests a number of systematized criteria which can be used when evaluating the effects of inclusive processes in education institutions. Evaluation is considered as a set of measures to prepare and conduct a systematic study of the activities of an education institution in order to obtain reliable information about the state and prospects for the development of inclusive processes, to obtain data for predicting the further development of the inclusive educational process and to achieve the planned results of the implementation of inclusion by the education institution.
Key words: inclusive education; inclusion; evaluation; evaluation criteria; children with special educational needs; special educational needs; inclusive processes; inclusive education environment; education quality; quality management; life competencies.