Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения концептуальных положений и траектории развития. В разделе «Концептуальные положения» сформулировано понятие «профессиональная ориентация», основные цели и задачи профориентации обучающихся с умственной отсталостью. На основе анализа учебно-методической литературы представлена характеристика содержания профориентационной работы в рамках изучения предметов обязательной части учебного плана, в том числе предмета «Ручной труд» в 1—4 классах и «Технология. Профильный труд» в 5—9 классах. Описаны традиционные формы внеклассной деятельности по реализации профориентационной работы. Проведен анализ и представлен перечень обстоятельств, определяющих специфику организации и реализации процесса профориентации обучающихся с умственной отсталостью. В разделе «Траектория развития» представлен проект программы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Проект программы составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура проекта программы состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты усвоения курса, содержание курса с указанием форм и видов деятельности обучающихся, календарно-тематическое планирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, что соответствует требованиям современной нормативной документации. Даны рекомендации педагогам образовательных организаций по определению содержания курса. Указывается на то, что к реализации программы могут привлекаться родители (законные представители) обучающихся с умственной отсталостью. Предложены инновационные формы организации профориентационной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, в том числе их участие в чемпионате «Абилимпикс».
Ключевые слова: олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; профессиональная ориентация; профориентация школьников; выбор профессии; профессиональное самоопределение; профориентационная работа; формы профориентации; ФГОС; федеральные государственные образовательные стандарты; адаптированные основные общеобразовательные программы; внеурочная деятельность; кабинеты профориентации.
Abstract: The article discusses urgent issues of professional orientation of students with intellectual disabilities in terms of concept definitions and development trajectories. The section «Concept Definitions» presents the definition of the concept «professional orientation» and formulates the main goals and tasks of career education of students with intellectual disabilities. Based on the analysis of the didactic and methods literature, the au-thors characterize the content of professional orientation organized while learning the subjects of the compulsory part of the curriculum, including the subject «Manual Labor» in grades 1-4 and «Technology. Professional Occupations» in grades 5-9. The section describes the traditional forms of extracurricular activities through which career education can be organized. The article provides an analysis and a list of circumstances determining the specificity of organization and implementation of the process of professional orientation of students with intellectual disability. The section «Development Trajectory» contains a draft program of professional orientation of students with intellectual disability. The draft program has been compiled in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Intellectual Disabilities. The draft program includes the following sections: explanatory note, the planned results of the course acquisition, the content of the course indicating the forms and types of activities of students, calendar-thematic planning, material-technical and educational-methodological support, which meets the requirements to the modern regulatory documentation. The program contains recommendations to teachers of education institutions about the content of the course. It is indicated that parents (legal representatives) of students with intellectual disability may be involved in the implementation of the program. Innovative forms of organization of career counseling activities for students with intellectual disability, including their participation in the Abilimpix championship, are suggested.
Key words: olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disabilities; professional orientation; professional orientation of schoolchildren; career choice; profes-sional self-determination; professional orientation activity; forms of professional orientation; FSES; Federal State Educational Standards; adapted basic general education programs; extracurricular activity; career centers.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.