Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью данного исследования являлось определение и описание представлений родителей и сурдопедагогов о слухоречевом раз-витии младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших детей. Для выявления представлений применялся метод анкетирования. Критерии составления анкет были выделены авторами на основании теоретического анализа научных работ, посвященных проблеме психолого-педагогической реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации. Критерии анкет учитывали актуальное состояние развития слухового восприятия (восприятие на слух знакомого и незнакомого речевого материала; естественность реакции на звуки окружающего мира; опора на слуховой анализатор при общении с окружающими людьми); актуальное состояние речевого развития; соотношение вербальной и невербальной коммуникации при общении со сверстниками. Установлено, что, по мнению родителей и педагогов, школьники, которым была сделана имплантация в возрасте от года до двух, стараются использовать свои новые слуховые возможности, с окружающими общаются устной речью; обучающиеся с имплантацией, сделанной после двухлетнего возраста, при коммуникации опираются на зрительный анализатор, в недостаточной степени реагируют на звуки окружающего мира, часто используют устно-дактильную и жестовую формы речи. Полученные результаты важны для максимального приближения школьников с кохлеарными имплантами к оптимальному слухоречевому развитию и организации систематической сурдопедагогической поддержки в условиях школьного обучения и дома.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация; младшие школьники; слухоречевое развитие; жестовая речь; сурдопедагогика; дети с нарушениями слуха; слуховые нарушения; слабослышащие дети; родители; семейное воспитание; детско-родительские отношения; педагоги.
Abstract: The aim of the given study is to define and describe the ideas of parents and surdopedagogues about auditory and speech development of junior school children with cochlear implants learning at a school for pupils with partial or late onset hearing loss. The ideas are collected via the method of questionnaire. The criteria for the questionnaire makeup have been singled out by the authors on the basis of a theoretical analysis of scholarly papers on the problem of psycho-pedagogical rehabilitation of children after a cochlear implant surgery. The questionnaire criteria take into account the current state of development of hearing awareness (auditory comprehension of a known and unknown speech excerpts; natural response to the sounds of the surrounding world; predominant use of auditory analyzer in communication with surrounding people); current state of speech development; correlation between verbal and non-verbal communication while socializing with peers. It has been found that, according to the parents and pedagogues, the pupils who had cochlear implant surgery at the ages from 1 to 2 try to use their new auditory potential, communicate with the surrounding people orally, and the pupils who underwent cochlear implant surgery after 2 years of age resort to the visual analyzer while communicating, poorly respond to the sounds of the surrounding world, and often use oral finger or gesture speech. The results obtained are important to bring the pupils with cochlear implants as close as possible to normal auditory and speech development and organization of systematic surdopedagogical support under the conditions of school and family education.
Key words: cochlear implant; junior school children; auditory and speech development; gesture language; surdopedagogy; children with hearing impairments; hearing impairments; children with loss of hearing; parents; family education; child-parent relations; pedagogues.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.