Архив журнала
Специфика обследования и коррекции речевых нарушений у пациентки с подкорковой афазией
- 508
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен случай клинического наблюдения подкорковой афазии. Анализируются проявления речевых расстройств и нарушений высших психических функций у пациентки с инсультом в бассейне левой средней мозговой артерии, гематомой левой внутренней сонной артерии. Основной акцент делается на использование адекватных возрасту пациентки диагностических шкал и тестов: оценки выраженности речевого нарушения по методике количественной оценки речи при афазии Л. С. Цветковой (КОР), нейропсихологического обследования по методике А. Р. Лурии, Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСа-тест), госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS. Диагностировано наличие эфферентной моторной афазии умеренной степени выраженности, акустико-мнестической афазии легкой степени выраженности в клинической картине подкорковой афазии. Обращается внимание на проявление симптомов и синдромов, характерных для нарушений в работе всех трех блоков мозга, преимущественно второго. Проведенный авторами качественный и количественный анализ результатов диагностических исследований позволил подобрать оптимальные, персонифицированные методы восстановительной работы, увеличить объем слухоречевой памяти, скорректировать симптомы кинестетической апраксии у обследуемой. Полученные данные эффективности реабилитационных занятий указывают на выраженную динамику восстановления речи при афазии с подкорковым очагом поражения и необходимость комплексной психолого-педагогической работы, направленной на повышение качества жизни.
Ключевые слова: подкорковая афазия; поражения головного мозга; инсульты; восстановительное обучение; нейрореабилитация; логопедия; нарушения речи; речевые нарушения; речевые расстройства; высшие психические функции; головной мозг; клинические наблюдения; лица с нарушениями речи.
Abstract: The article presents a case of clinical observation of subcortical aphasia. It analyzes the manifestations of speech disorders and disorders of higher mental functions in a patient with a stroke in the basin of the left middle cerebral artery and a hematoma of the left internal carotid artery. The main focus is on the use of diagnostic scales and tests that are adequate to the patient's age: assessment of the severity of speech disorders using the method of quantitative speech assessment in aphasia worked out by L. S. Tsvetkova (QSA), neuropsychological examination by the method of A. R. Luria, Montreal scale of assessment of cognitive functions (MoCA test), and hospital scale of anxiety and depression HADS. The study has revealed the presence of efferent motor aphasia of moderate severity and acoustic-mnestic aphasia of mild severity in the clinical picture of subcortical aphasia. Attention is drawn to the manifestation of symptoms and syndromes characteristic of disorders in the work of all three blocks of the brain, mainly the second one. The qualitative and quantitative analysis of the results of the diagnostic studies carried out by the authors made it possible to select optimal differentiated methods of rehabilitation work, increase the volume of auditory-speech memory and reduce the symptoms of kinesthetic apraxia in the patient. The data obtained on the effectiveness of rehabilitation classes indicate more pronounced dynamics of recovery in aphasia with a subcortical lesion and the need for comprehensive psychological and pedagogical work targeted at improving the quality of life of the patient.
Key words: subcortical aphasia; brain lesions; strokes; rehabilitative training; neurorehabilitation; logopedics; speech disorders; disorders of speech; speech impairments; higher mental functions; brain; clinical observation; persons with speech disorders.