Файл статьи: PDF
Аннотация: Представленная работа входит в цикл статьей, посвященных изучению функциональной асимметрии головного мозга у детей. Выявление латеризации полушарий и учет особенностей организации работы мозга у право- и левополушарных детей при организации процесса обучения, по мнению авторов, позволяет оптимизировать работу высших психических функций и, как следствие, улучшает показатели обучения. В процессе развития головного мозга полушария развиваются гетерохронно, в связи с чем возникает функциональная асимметрия мозга, влияющая на мозговую организацию психических процессов. Рассмотрение особенностей восприятия и выявление ведущего полушария совместно с образовательными возможностями в рамках единого клинико-педагогического комплекса позволяет акцентировать внимание дефектологов на особенностях организации педагогического процесса, вытекающих из функциональной асимметрии мозга; выявлять механизмы формирования многих гностико-праксических функций. Таким образом, для дефектологии открываются новые горизонты — появляется возможность выяснения причины отставания в формировании особых образовательных потребностей ребенка. Эта работа должна вестись индивидуально: в каждом конкретном случае следует рассматривать латерализацию полушарий каждого ребенка, строить индивидуальный профиль функций головного мозга с выявлением ведущего полушария и особенностей функциональной асимметрии, что позволит оптимально использовать потенциал ребенка. При доминировании в психическом развитии левого полушария необходимо большее внимание уделять формированию у детей стремления к умственной деятельности как фактору саморазвития, создавать условия для постоянного личностного самосовершенствования, проявления волевых качеств. В познавательных процессах правополушарных людей преобладает стремление к самореализации и самопозиционированию в ущерб кропотливой и рациональной деятельности. В учебной деятельности у детей этой группы превалирует интуитивность, быстрое усвоение целостного образа без детального рассмотрения и анализа. В статье также поднимается вопрос о необходимости учета функциональной асимметрии мозга при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Доказывается, что дезинтеграция полушарий мозга может являться причиной появления особенностей психического развития, приводит к трудностям в обучении, что влечет за собой необходимость дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями и соответствующих исследований в области дефектологии.
Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга; особые образовательные потребности; клинико-педагогический анализ.
Abstract: This work is included in a series of articles devoted to the study of functional asymmetry of the brain in children. According to the authors, detection of hemispheric lateralization and taking into account the peculiarities of brain activity organization in right-and left-hemispheric children in the learning process allow optimizing the work of higher mental functions and, as a result, improve learning indicators. In the process of brain development, hemispheres develop heterochronically; as a result, there occurs functional asymmetry of the brain, affecting brain organization of mental processes. The consideration of the peculiarities of perception and the identification of the leading hemisphere, together with the educational opportunities within the framework of a single clinico-pedagogical complex, allow focusing the attention of defectologists on the peculiarities of the organization of the pedagogical process, resulting from the functional asymmetry of the brain, and make it possible to reveal the mechanisms of formation of many gnostic-praxical functions. Thus, new horizons open up for defectology – there appears a chance to establish the cause of the lag in the formation of special educational needs of the child. This work should be carried out individually — in each specific case, it is necessary to consider the lateralization of the hemispheres of each child, to build the individual profile of the brain functions presupposing identification of the leading hemisphere and the specific features of the functional asymmetry, which would allow using the child’s potential in the most optimal way. If the child’s mental development is dominated by the left hemisphere, it is necessary to pay more attention to the formation of the child’s interest in mental activity as a factor of self-development and to create the conditions for constant personal self-improvement and manifestation of willpower. The cognitive processes of right-hemispheric people are dominated by the desire for self-realization and self-recognition to the detriment of painstaking and rational activities. The educational activity of the children of this group is characterized by intuition and rapid acquisition of holistic images without detailed consideration and analysis. The paper also raises the question of the need to take into account functional asymmetry of the brain when working with children with special educational needs. It is proved that disintegration of the hemispheres of the brain can cause the emergence of mental underdevelopment and learning disabili-ties, which brings about the need to develop a differentiated approach to the education of children with special educational needs and to carry out a corresponding study in the field of defectology.
Key words: functional brain asymmetry; special educational needs; clinico-pedagogical analysis.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.