Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу формирования компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи с использованием метода проектной деятельности. Основное внимание при работе с детьми с нарушениями слуха и речи уделено развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, а именно коммуникативного, информационного и социального: с одной стороны, они нарушены вследствие первичного дефекта, а с другой — их развитие позволит указанным детям преодолевать вторичные (социальные) нарушения в образовательной и других видах общественной среды. В статье рассматриваются проблемы, препятствующие формированию функциональной грамотности у современных школьников, в том числе и у детей выделенных нозологических групп. Эти проблемы связаны с современными образовательными и общественными тенденциями, с иными способами информационной ориентации обучающихся, с особенностями их психофизического развития. В качестве одного из важнейших критериев эффективности формирования компонентов функциональной грамотности у обучающихся с нарушениями слуха и речи в статье выделен критерий сформированности словесной речи как средства общения, понимания, мыслительной деятельности, в том числе внутренней речи. В статье представлена разработанная модель формирования функциональной грамотности с использованием проектной деятельности для обучения детей с нарушениями слуха и речи, целью которой является отработка навыка переноса типовых решений на нетипичные задания, жизненные ситуации.
Ключевые слова: инклюзивное образование; социализация; функциональная грамотность; интегративные компетенции; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями речи.
Abstract: The article is devoted to the issue of formation of the components of func-tional literacy in children with hearing and speech impairments using the method of project activity development. While working with children with hearing and speech impairments, attention should be focused on the development of integrative components of functional literacy, and specifically the communicative, informational and social components: on the one hand, they are impaired as a result of the primary defect, and on the other hand, their development can help the children of this category overcome secondary (social) impairments in the educational and other kinds of social media. The article deals with the problems pre-venting the formation of functional literacy in contemporary schoolchildren, including the children of the nosological groups under study. These problems are associated with the modern educational and social tendencies, with other means of information orientation of the pupils, and with the peculiarities of their psychophysical development. The criterion of good formation of verbal speech as a means of communication, comprehension and mental activity, including inner speech, is defined in the paper as one of the most important criteria of effective formation of the components of functional literacy in schoolchildren with hearing and speech impairments. The article presents a model of formation of functional literacy using project activity to teach children with hearing and speech impairments, the purpose of which is to develop the skill to transfer typical solutions upon non-typical problems and life situations.
Key words: inclusive education; socialization; functional literacy; integration compe-tences; children with disabilities; children with hearing impairment, children with speech disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.