Файл статьи: PDF
Аннотация: С развитием инклюзивных процессов в системе образования Российской Федерации существенно расширился контингент детей с речевыми нарушениями, которые обучаются в общеобразовательных организациях. Многочисленность группы школьников с речевыми нарушениями и множественными нарушениями развития в образовательных организациях, включение учащихся, осваивающих уровень основного и среднего общего образования, в контингент для оказания коррекционной помощи актуализирует модернизацию подходов к логопедической диагностике. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «письменно-речевая деятельность», «читательская деятельность», «самостоятельная письменная речь», «навыки чтения и письма». Выделены актуальные аспекты диагностики письменно-речевой деятельности учащихся 5—9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения. Описан алгоритм проведения логопедического обследования письменно-речевой деятельности учащихся от общего к частному. Показана специфика заданий для изучения овладения читательской деятельностью и самостоятельной письменной речью; приведены параметры нарушения письменно-речевой деятельности учащихся 5—9 классов. В работе отмечено, что в связи с миграционными процессами в каждой общеобразовательной организации России обучаются дети с неродным русским языком. Часто эти обучающиеся имеют нарушения письма и чтения. Даны рекомендации по обследованию письменно-речевой деятельности у детей-мигрантов. Результаты диагностики вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих процессы письма и чтения, являются основой для конструирования моделей пропедевтической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 5—9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения.
Ключевые слова: речевые нарушения; методы диагностики; ограниченные возможности здоровья; комплексное задание; экспресс-диагностика; дисграфия; дислексия; билингвизм.
Abstract: The development of inclusive processes in the education system of the Russian Federation is accompanied by a considerable growth of the number of schoolchildren with speech disorders in general education institutions. A large number of pupils with speech disorders and multiple developmental disabilities in a group of learners at education institutions, and inclusion of the pupils mastering basic and secondary general level of education in the contingent of the learners in need of rehabilitation support, actualize the modernization of approaches to logopedic diagnostics. The author of the article also considers the connections between the notions of writing and speaking, reading, independent writing, reading and writing skills. The article highlights the urgent aspects of diagnostics of writing and speaking of the 5th-9th grade pupils with speech disorders. The author describes the algorithm of conducting a logopedic examination of writing and speaking activity of such pupils from the general to the particular. The study shows the specificity of the tasks that reveal the acquisition of reading and independent writing skills and provides the parameters of impairment of the writing and speaking functional activity of the 5th-9th grade pupils. It is noted in the paper that due to the migration processes, there are non-native Russian speaking children in every school. These pupils often have problems with writing and reading. The article contains recommendations on diagnosing writing and speaking skills of migrant children. The results of diagnostics of verbal and non-verbal higher mental functions ensuring the processes of writing and reading may serve as the foundations for constructing models of preventive and rehabilitation-educational work with the 5th-9th grade pupils with speech disorders.
Key words: speech disorders; methods of diagnostics; disabilities; complex task; express diagnostics; dysgraphia; dyslexia; bilingualism.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.