Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения истории, современности и перспектив. В разделе «История» дана краткая ретроспектива взглядов отечественных и зарубежных ученых на роль профессионально-трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью. Дана характеристика методики профессионально-трудового обучения и представлены результаты исследования 2010—2012 гг., направленного на изучение ситуации в системе профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью. В разделе «Современность» обозначены требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к профильной трудовой подготовке, в том числе к перечню профилей, их содержанию и планируемым результатам освоения профилей. Обозначен спектр проблем профессионально-трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталость в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В разделе «Перспективы» предложены пути повышения эффективности профильной трудовой подготовки указанной категории обучающихся. Обращается внимание на необходимость обновления содержания рабочих программ по профильной трудовой подготовке обучающихся с умственной отсталостью с учетом современных учебно-методических комплектов (например, «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство»); совершенствования профессиональной ориентации обучающихся с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся; необходимость оптимизации работы по реализации потенциала внеурочной деятельности, разнообразия и совершенствования ее форм в аспекте профессиональной ориентации на начальной ступени образования.
Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью; профессионально-трудовая подготовка; методика профессионально-трудового обучения; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); образовательная область «Технология. Профильный труд»; профили трудовой подготовки; образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Abstract: The article discusses urgent issues of specialized vocational training of students with intellectual disability in terms of history, modernity and prospects. The section History provides a brief retrospective of the views of domestic and foreign scholars on the significance of vocational training for students with intellectual disability. The section characteristics the methods of vocational and occupational training and presents the results of a 2010-2012 study aimed at exploring the situation in the system of specialized vocational training of students with intellectual disability. The section Modernity outlines the re-quirements of the Federal State Educational Standard for the education of students with intellectual disabilities in the sphere of vocational training, including the list of profiles, their contents and planned results of mastering these profiles. The section outlines the spectrum of the problems of vocational and occupational training of students with intellectual disability in education institutions that realize adapted basic general education programs. The section Prospects suggests ways to improve the effectiveness of specialized vocational training of this category of students. Special attention is drawn to the need to update the content of the work programs of specialized vocational training of students with intellectual disability, taking into account modern learning and methods support materials (for example, Technology. Floriculture and decorative gardening); improvement of the professional orientation of the students and their parents (legal representatives); optimization of the work to realize the potential of extracurricular activities, diversity and improvement of its forms in the aspect of vocational guidance at the initial stage of education.
Key words: students with intellectual disability; vocational training; methods of vocational training; Federal State Educational Standard for children with intellectual disabilities; Model adapted basic general education program for children with intellectual disability; education area “Technology. Profiled Labor”; profiles of vocational training; education institution realizing adapted basic general education programs.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.