Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен и методологически обоснован практический вариант комплексной оценки личностного адаптационного потенциала лиц разного возраста с интеллектуальными нарушениями, позволяющий формировать индивидуальный адаптационный профиль на основании количественной оценки качественных показателей адаптивности/дезадаптивности субъектов диагностики с легкой умственной отсталостью. На основании данного про-филя может быть в дальнейшем усилиями специалистов составлен индивидуальный адаптационный маршрут, учитывающий как нарушенные, так и относительно сохранные звенья адаптационного потенциала и реализующий дифференцированный подход к организации коррекционно-воспитательных воздействий. Адаптационный профиль составляется на основании экспертной оценки специалистов по ряду параметров, отражающих уровень развития компонентов адаптационного потенциала воспитанника с нарушением интеллекта легкой степени выраженности. Уровень адаптивности представляет собой сумму оценок всех качественных параметров личностной, поведенческой, компетентностной реализации имеющихся у лица с интеллектуальными нарушениями адаптационных ресурсов. В индивидуальном адаптационном профиле рассмотрены следующие компоненты адаптивности: телесный, биографический, познавательный, эмоциональный, регулятивный, рефлексивный, прогностический, деятельностный, творческий, морально-нравственный, социально-бытовой, технический, профессиональный. Особую актуальность составление подобного адаптационного профиля приобретает для лиц с легкой степенью умственной отсталости, официально не имеющих инвалидности и юридически полностью дееспособных.
Ключевые слова: нарушения интеллекта; интеллектуальные нарушения; умственная отсталость; олигофренопедагогика; адаптационный потенциал; индивидуальный адаптационный профиль; самосознание личности; социальная адаптация; дезадаптация личности; олигофренопсихология.
Abstract: The article presents and provides a methodological foundation of a practical variant of comprehensive assessment of personal adaptation potential of persons of different ages with intellectual disabilities, which allows creating an individual adaptation profile on the basis of quantitative estimation of qualitative indicators of adaptivity / dysadaptivity of diagnostics subjects with mild intellectual disability. Then, on the basis of this profile, specialists can work out an individual adaptation route taking into account both impaired and relatively safe chains of the adaptation potential and realizing a differentiated approach to the organization of rehabilitation-educational interventions. The adaptation profile is made up on the basis of expert estimation by specialists on a number of parameters reflecting the level of development of the components of the adaptation potential of the patient with mild intellectual disability. The level of adaptivity is a sum total of the scores of all qualitative parameters of personal, behavioral and competence-based realization of the adaptive resources of a person with intellectual disability. The following adaptive components are singled out in the individual adaptive profile: bodily, biographical, cognitive, emotional, regulatory, reflexive, prognostic, activity-based, creative, moral-ethical, socio-economic, technological, and professional. The creation of such an adaptive profile is especially urgent for persons with mild intellectual disability, who have no official status of disability and are fully legally capable.
Key words: intellectual deficits; intellectual disabilities; mental retardation; olygophrenopedagogy; adaptive potential; individual adaptive profile; self-awareness of a person; social adaptation; personal disadaptation; olygophreno-psychology.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.