Файл статьи: PDF
Аннотация: Особое внимание к совершенствованию технического образования в нашей стране и развитых странах мира затрагивает интересы всех образовательных организаций от детского сада до вуза и актуализирует проблему формирования технической конструктивной деятельности детей дошкольного возраста и связанный с ней поиск путей создания организационно-педагогических условий, технологий, методик, проектирования нового содержания образования. В статье рассматриваются новые под-ходы к построению образовательного процесса по организации и развитию технической конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 3—7 лет на основе разработанной, апробированной и внедренной концептуальной модели, результативность которой обеспечивается такими организационно-педагогическими условиями, как создание инновационной предметно-пространственной образовательной среды в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушением зрения; готовность субъектов образовательных отношений, включая родителей, к развитию конструктивной деятельности детей; обеспечение эффективного взаимодействия взрослых и детей, детей между собой в рамках парного взаимодействия и взаимодействия в малых группах. Спроектированная концепция системного подхода к организации конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения может служить основой для обеспечения целенаправленного, пролонгированного, индивидуально направленного процесса, согласованных действий специалистов разных профилей и родителей, системных и планомерных образовательных мероприятий, применения современных интерактивных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих максимальную компенсацию и коррекцию нарушений в развитии конструктивной деятельности, образовательную и социальную адаптацию. Проведенное исследование обозначает новое научное направление в тифлопедагогике, связанное с дальнейшей теоретической и прикладной разработкой проблемы технического образования детей с нарушением зрения.
Ключевые слова: дети с нарушением зрения; нарушения зрения; дошкольная тифлопедагогика; конструктивная деятельность; дошкольники; развивающая предметно-пространственная среда; педагогическое взаимодействие; педагоги; родители.
Abstract: Special attention to the improvement of technical education in our country and the developed countries worldwide affects the interests of all educational institutions, from kindergarten to University, and actualizes the problem of development of technical design activity of preschool children and the search for ways to create organizational-pedagogical conditions, technologies, and methods of creating new curricula associated with it. The article discusses new approaches to the construction of the education process aimed at organization and development of technical design activities of 3-7 year old preschoolers with visual impairment on the basis of a conceptual model, specially designed, tested and implemented for this purpose. The effectiveness of this model is ensured by such organizational and pedagogical conditions as creation of innovative objective-spatial educational environment in groups of compensatory and combined orientation for children with visual impairment; readiness of the subjects of educational relationships, including parents, to develop the technical design activity of children; provision of effective interaction between adults and children, children among themselves within pair interaction, and interaction in small groups. The conception of a systemic approach to the organization of technical design activities of preschoolers with visual impairment, worked out as a result of this study, can serve as a basis for ensuring a purposeful, prolonged, individually managed process, coordinated action of specialists of various profiles and parents, systematic and planned educational activities, application of modern interactive rehabilitation-educational technologies that provide maximum compensation and rehabilitation of deviations in the development of technical design activity and educational and social adaptation. The study outlines a new research area in typhlopedagogy associated with further theoretical and applied development of the problem of technical education of children with visual impairment.
Key words: children with visual impairment; visual impairment; preschool typhlopedagogy; technical design activity; preschoolers; developing objective-spatial environment; pedagogical interaction; pedagogues; parents.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.