Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ усилиями тьютора и других специалистов службы сопровождения на этапе завершения периода школьного обучения и вхождения воспитуемого во взрослую жизнь. В статье обсуждаются специфические особенности индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на этом этапе, возможности эффективных технологий и перспективы их использования в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам. Абсолютно голословно положение о том, что меньшая степень выраженности отклонения в развитии облегчает ребенку с ОВЗ процесс вхождения в социум. Прямых корреляций не существует. Наши материалы показывают, что решающим фактором, облегчающим этот процесс, является наличие рядом с ребенком заинтересованного в его судьбе, профессионально состоявшегося взрослого. Именно на этот стержень затем нанизываются правильные подходы, методы и технологии. Читателю предлагается ознакомиться со следующими технологиями: прогноз успешности, динамическое наблюдение за индивидуальной профориентационной траекторией выпускника школы; технологии влияния на рост мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ. В статье описываются условия и способы раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ, возможности их карьерного роста и другие аспекты реализации в социуме.
Ключевые слова: тьюторство; педагогическая психология; психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогические технологии; постинтернатная адаптация; прогноз успешности; карьерный рост; критерии эффективности; тьюторское сопровождения; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ.
Abstract: The article deals with the problem of psycho-pedagogical support for children with disabilities by a tutor and other specialists of the pedagogical support services at the stage of leaving secondary schooling and entering the world of adult life. The article discusses specific features of individual educational routes at this stage, opportunities of using efficient technologies, and their perspectives in the work with children belonging to various nosological groups. The statement that a lesser degree of manifestation of a developmental deviation is a precondition of an easy adaptation of the child with disability to society is absolutely false. There are no direct correlations. The study shows that the presence near the child of an adult person professionally qualified and eager to help the child grow up is the decisive factor facilitating this process. This is a pivot around which correct approaches, methods and technologies rotate. The readers of the article are offered information about the following technologies: academic success predictions and a dynamic observation of individual career education trajectory of a school leaver; technologies of stimulating the motivational component in the choice of a future occupation by the child with a disability. The article describes the con-ditions and the ways of development of the creative potential of children with disabilities, their advancement opportu-nities and other aspects of their adaptation to society.
Key words: tutorship; pedagogical psychology; psycho-pedagogical support; psycho-pedagogical technologies; adaptation after leaving a boarding school; prediction of success; advancement; criteria of effectiveness; tutor support; children with disabilities; disabilities.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.