Вам может быть интересно:
Архив журнала
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 619
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Показана значимость
подготовки студентов — будущих
педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) как в процессе урочной,
так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной
подготовки: когнитивный (знаниевый
компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий
компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента — будущего
педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован)
представленный в сознании студента
обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование
проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков,
приписываемых элементу «человек с
умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых»
либо «непротиворечивых» квадрантах
семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков,
общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд
на него только как носителя болезней,
дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие,
«инаковость» от других.
Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и
отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с
обу-чающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно
реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию
толерантного сознания и поведения
по отношению к лицам с ОВЗ среди
широкой общественности, родителей
и нормотипичных сверстников
Ключевые слова: высшие учебные
заведения, студенты-педагоги, подготовка студентов-педагогов, общеобразовательные школы, олигофренопедагогика, умственная отсталость, дети с
умственной отсталостью, личностносмысловая готовность, особые образовательные потребности, интеллектуальные нарушения, образ человека,
сознание человека
Abstract: The article demonstrates
the significance of training studentsfuture teachers of secondary (mainstream, inclusive) schools for interaction
with schoolchildren with intellectual
disability both in the classroom and
during out-of-class activities. The article
highlights the following components of
professional training: the cognitive
component (the knowledge-oriented
component; a system of concepts) and
the personal-semantic component (the
attitudinal component; a system of meanings). It studies the personal-semantic
component in the structure of the personality, activity, and consciousness of
the university student-future teacher of
mainstream school. The study recreates
(reconstructs) the generalized image of a
person with intellectual disability in the
student's mind and explores the attitudinal (personal-semantic) component of
this image. The study is based on the
psychosemantic approach and uses the personal construct test. The criteria for
analysis includes the ratio of positive
and negative features attributed to the
element “person with intellectual disability”, the position of this element in
the “inconsistent” or “consistent” quadrant of the semantic space, and the position of the element in relation to the
element “I”. The results demonstrated:
1) a predominance of negative features
and generally negative emotional perception of the image of a person with
intellectual disability; 2) a low cognitive
complexity and differentiation of the
image; one-dimensional perception of
the person as merely a carrier of a disease, defect, shortcoming; and 3) psychological distancing and predominance
of features that emphasize otherness,
“being different” from others.
The data obtained indicates the necessity to unite the cognitive component
and the attitudinal (personal-semantic)
component in the course of training
university students to work with people
with intellectual disability. Improving
one's attitude to people with special
needs could improve the student's personality and allow them to effectively
implement, if necessary, an adapted
basic general education program, as well
as carry out work on developing tolerance in the perception of and the behavior towards people with disabilities
among general public, parents, and typical peers
Key words: universities, studentsfuture teachers, training future teachers,
mainstream school, olygophrenopedagogy, intellectual disability, children
with intellectual disability, personalsemantic readiness, special educational needs, intellectual disabilities, image of
a person, person’s consciousness
Для цитирования:
Сарапулова, М. А.
Личностный смысл как составляющая
образа человека с умственной отсталостью
в сознании студентов — будущих педагогов
общеобразовательной школы / М. А. Сарапулова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 19-32.
For citation
Sarapulova, M. A. (2024).
Personal component as part of the image of a
schoolchild with intellectual disability in the
minds of future teachers of secondary school // Special Education. – 2024. – №1. – P. 19-32.