Архив журнала
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА ИЛИ ЕГО УТРАТОЙ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ГОРТАНИ
- 192
- Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящее время
приобретают все большую актуальность вопросы, касающиеся внедрения дистанционной формы логопедического обучения, позволяющего
обеспечить доступность реабилитационных мероприятий как можно
более широкому кругу лиц с нарушением или утратой голоса после хирургического лечения рака гортани.
В статье представлен обзор литературы по вопросам телемедицины и
дистанционного обучения, результаты совместной научно-исследовательской работы научно-клинического
отдела фониатрии и научно-клинического отдела онкологии опухолей
головы и шеи ФГБУ «Национальный
медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического
агентства».
Речевая реабилитация пациентов с
опухолями головы и шеи, требующая
высокопрофессиональной специализированной помощи, не всегда может
быть оказана в полном объеме в силу
кадрового дефицита медицинских
логопедов. Применение технологий
дистанционного обучения позволяет
решить кадровую проблему, обеспечить реабилитационную помощь в
удобном для пациента формате, достичь реабилитационной цели в более
короткие сроки. В статье подчеркнута
значимость телемедицинской помощи
и активное развитие интереса к компьютерным технологиям как со стороны медицинского сообщества, так и
со стороны пациентов. Особое внимание уделено результатам пилотного проекта «Цифровой ОНКОЦЕНТР» для мониторинга и реабилитации онкологических больных, который был успешно внедрен в работу
отделения фониатрии и показал свою
эффективность при речевой реабилитации 84 пациентов из 20 регионов
России.
С целью формирования заместительных механизмов голоса и витальных функций дыхания, глотания,
обоняния и вкуса в ходе научноисследовательской работы была разработана система занятий, направленная на повышение качества жизни
ларингэктомированных пациентов, и
обоснована необходимость ее применения и внедрения в процесс комплексной реабилитации
Ключевые слова: дистанционное
обучение, персонифицированный подход, комплексная реабилитация, голосозаместительные механизмы, ларингэктомия, резекция гортани, нарушения
дыхания, дисфагия, междисциплинарное взаимодействие, нарушения голоса,
утрата голоса, рак, злокачественные
опухоли гортани, онкология
Abstract: Nowadays, the issues of
implementation of distance forms of
logopedic training are becoming increasingly urgent. Distance learning ensures
the availability of rehabilitation measures to a large number of people with
voice impairment or loss after a surgical
treatment for laryngeal cancer.
The article presents a review of special literature on telemedicine and distance learning and the results of collective research work of the clinical science
department of phoniatrics and the clinical science department of oncological
diseases of the head and neck of the
Federal State Budgetary Institution “National Medical Research Center for Otorhinolaryngology of the Federal Medical
and Biological Agency”. Speech rehabilitation of patients with
head and neck tumors, which requires
highly professional specialized care,
cannot be always fully provided due to
the shortage of medical logopedists. The
use of distance learning opportunities
makes it possible to solve the personnel
issues, provide rehabilitation assistance
in a convenient format for the patient,
and achieve rehabilitation goals in a
shorter period of time. The article highlights the significance of the telemedical
support and the active development of
interest in computer technologies both
on the part of the medical community
and on the part of the patients as well.
Special attention is paid to the results of
the pilot project “Digital ONCOCENTER” for monitoring and rehabilitation of cancer patients, which was
successfully implemented in the work of
the phoniatrics department and proved
its effectiveness in successful speech
rehabilitation of 84 patients from 20 regions of Russia.
In the course of the study, in order to
form the voice substitution mechanisms
and the vital functions of breathing,
swallowing, olfaction and taste, the authors worked out a system of special
logopedic sessions aimed at improving
the life quality of laryngectomized patients, and demonstrated the advantages
of its use and implementation in the
process of complex rehabilitation
Key words: distance learning, personalized approach, complex rehabilitation,
voice substitution mechanisms, laryngectomy, breathing problems, dysphagia, interdisciplinary interaction, voice
impairment, loss of voice, cancer, malignant tumors of the larynx, oncology
Для цитирования:
Дайхес, Н. А. Применение дистанционного обучения в реабилитации пациентов с нарушением голоса или его утратой после лечения злокачественных опухолей гортани / Н. А. Дайхес,
О. С. Орлова, Е. В. Осипенко, В. В. Виноградов, С. С. Решульский, И. А. Михалевская,
Ю. С. Кривых, Е. И. Михеева, Н. М. Котельникова, М. Л. Исаева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 118-135.
For citation
Daykhes, N. A., Orlova, O. S.,
Osipenko, E. V., Vinogradov, V. V., Reshul'-
skiy, S. S., Mikhalevskaya, I. A., Krivykh, Y. S., Mikheeva, E. I., Kotel'nikova, N. M., Isaeva, M. L. (2023). The Role of Distance
Learning in Rehabilitation of Patients with
Voice Impairment or Loss After Treatment
for Malignant Tumors of the Larynx // Special Education. – 2023. – №4. – P. 118-135.