Файл статьи: PDF
Аннотация: В публикации систематизированы основные методологические подходы к определению когнитивной сохранности инвалидов в межведомственном аспекте для выстраивания маршрута когнитивной доступности информации. Предложен диагностический инструментарий для решения профессиональных задач по осуществлению трудовых функций специалистов в сфере социального обслуживания и реабилитации (абилитации), образования инвалидов различного возраста в организациях разной ведомственной принадлежности. Диагностика когнитивной сохранности позволяет определить доступность и нуждаемость инвалида (ребенка-инвалида, молодого или пожилого человека) в получении социально-педагогической и социальнопсихологической помощи, определить ее объем и своевременность предоставления. Предложены подходы к определению уровня когнитивной доступности информационных материалов и созданию их для инвалидов с определенной степенью когнитивной сохранности. Обеспечение когнитивной доступности включения инвалида в социальную жизнь рассматривается в рамках исследования и как реабилитационная, психологическая, педагогическая цель в различных ведомственных организациях (социального обслуживания, реабилитационная медицина, образование), и как педагогическое средство. Обоснованы приемы адаптации и упрощения информации с помощью простого (ясного) языка, а также использования наглядности, визуального дублирования. Данный подход позволит социальным институтам (образовательным, социального обслуживания, медицинским и реабилитационным организациям) сформировать условия повышения качества жизни человека с инвалидностью
Ключевые слова: когнитивная сохранность, когнитивная доступность, инвалиды, работа с инвалидами, реабилитация инвалидов, ограничения жизнедеятельности, социальное обслуживание, адаптация инвалидов, диагностический инструментарий, диагностика когнитивной сохранности
Abstract: The paper systematizes the main methodological approaches to the assessment of the level of cognitive preservation of disabled people in the interagency aspect for building a route of cognitive accessibility of information. The authors present diagnostic tools for accomplishing professional tasks by specialists in the field of social services and rehabilitation or abilitation and education of people with disabilities of various ages in institutions belonging to different agencies. The diagnostics of the level of cognitive preservation allows determining the availability and need of a disabled person (a disabled child, a young or elderly person) in receiving socio-pedagogical and sociopsychological assistance, to determine its scope and timeliness of provision. The paper suggests original approaches to determining the level of cognitive accessibility of information materials and creating them for people with disabilities demonstrating a certain level of cognitive preservation. Ensuring the cognitive accessibility of inclusion of a disabled person in social life is considered in the framework of the study both as a rehabilitation, psychological, and pedagogical goal in various agencies (organizations of social services, rehabilitative medicine, and education), and as a pedagogical tool. The study substantiates the techniques of adaptation and simplification of information using easy (plain) language, as well as via use of visual aids and realia. This approach can allow social institutions (educational, social services, medical and rehabilitative organizations) to create conditions for improving the quality of life of a person with a disability
Key words: cognitive preservation, cognitive accessibility, people with disabilities, work with people with disabilities, rehabilitation of people with disabilities, limitations of life activities, social services, adaptation of people with disabilities, diagnostic tool, diagnostics of the level of cognitive preservation

Для цитирования:

Мирошниченко, О. А. Когнитивная доступность — когнитивная сохранность: межведомственный вопрос / О. А. Мирошниченко, И. Г. Вечканова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 136-151.

For citation

Miroshnichenkо, O. A., Vechkanova, I. G. (2023). Cognitive Accessibility — Cognitive Preservation: аn Interagency Issue // Special Education. – 2023. – №4. – P. 136-151.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.