Архив журнала
Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- 449
- Рубрика: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В работе изучена эффективность комплексного нейропсихологического коррекционного воздействия на невербальные и вербальные высшие психические функции (ВПФ) детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (УО) в сравнении с воздействием исключительно на вербальные ВПФ этой же категории детей. Нейропсихологическая коррекция ВПФ проводилась по программе, разработанной М. В. Евлампиевой, Т. Н. Ланиной, М. В. Черенковым для детей 5—10 лет (2007). В качестве критериев эффективности оценивалось улучшение показателей шкал по методике «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста», предложенной Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой (2014). Впервые изучена взаимосвязь невербальных и вербальных ВПФ у младших школьников с легкой степенью УО «до» и «после» именно нейропсихологической коррекции, а также произведена оценка эффективности комплексной и изолированной коррекции нарушений ВПФ. При анализе полученных данных убедительно доказана эффективность именно комплексного подхода к коррекции ВПФ. У детей 1-й группы (комплексная коррекция ВПФ) в сравнении с детьми 2-й группы (коррекция исключительно вербальных ВПФ) наблюдаются улучшение нейропсихологических показателей и усиление связей ВПФ между собой. У младших школьников с легкой степенью УО в той или иной мере нарушены все ВПФ. Выяснилось, что изолированное воздействие исключительно на вербальные ВПФ у данной категории детей явно недостаточно и малоэффективно.
Ключевые слова: высшие психические функции; нейропсихология; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; младшие школьники; нейропсихологическая диагностика; нейропсихологическая коррекция.
Abstract: The article studies the effectiveness of complex neuropsychological rehabilitative impact on the nonverbal and verbal higher mental functions (HMFs) in junior schoolchildren with mild intellectual disability (ID) in comparison with the impact exclusively on the verbal HMFs in the same category of children. Neuropsychological rehabilitation of HMFs was carried out according to the program developed by M.V. Evlampieva, T.N. Lanina and M.V. Cherenkov for children 5-10 years of age (2007). The improvement of scale indicators according to the method of “Neu-ropsychological diagnostics of school-age children” suggested by J.M. Gloz-man and A.E. Soboleva (2014) was used as performance criteria. The interrelation between nonverbal and verbal HMFs in junior schoolchildren with mild ID “before” and “after” neuropsychological rehabilitation was studied for the first time. The effectiveness of complex and isolated rehabilitation of HMF disorders was also evaluated. The analysis of the data obtained has convincingly proved the effectiveness of the complex approach to rehabilitation of the HMFs. The children of the 1st group (complex HMF rehabilitation) demonstrated higher neuropsychological indicators and stronger connections between the HMFs when compared to the 2nd group (only verbal HMF rehabilitation). In junior schoolchildren with mild ID, all HMFs are impaired to a greater or lesser degree. It has turned out that isolated intervention involving only verbal HMFs in this category of children is saliently insufficient and ineffective.
Key words: higher mental functions; neuropsychology; olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability; junior schoolchildren; neuropsychological diagnostics; neuropsychological rehabilitation.