Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящее время ФГОС дошкольного образования предлагает образовательной организации выбор при комплектовании групп, и на этом возрастном этапе дети с нормативным и задержанным развитием могут обучаться как вместе, так и отдельно, хотя в законе «Об образовании в РФ» приоритет отдается именно инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, и эта тема продолжает оставаться актуальной и дискуссионной проблемой современного образования, при том что основная идея инклюзивной практики, а именно принятия индивидуальности каждого учащегося, споров не вызывает. Однако вне зависимости от формы образования на дошкольной ступени при переходе в школу все дети окажутся в едином образовательном пространстве, и в этой связи необходимо, с одной стороны, заблаговременно подготовить их к социальному взаимодействию со сверстниками, которые могут отличаться от них, а с другой — создать оптимальные условия для личностного становления, формирования индивидуальности и полноценного когнитивного развития. В данной статье представлен эксперимент, в котором смоделирована ситуация социального взаимодействия старших дошкольников с нормативным и задержанным развитием в процессе совместного решения исследовательских задач, базирующихся на феноменах Ж. Пиаже и позволяющих сформировать конкретные мыслительные операции, вне зависимости от первоначального уровня участников, а также овладеть навыками социального поведения. Во введении обозначена актуальность разработки такой модели социального взаимодействия, описана ее значимость для личностного и когнитивного развития дошкольников. Автор рассматривает основные содержательные компоненты ФГОС дошкольного образования в части социально-коммуникативного и познавательного развития, обозначает необходимые условия для успешной социализации детей на следующей ступени образования, указывает на недостаточную разработанность практического применения положительного влияния социального взаимодействия в интегративной среде. В основной части статьи обозначена цель, методологические принципы, методы и особенности организации исследования, дана характеристика участников. В обсуждении результатов интерпретируются полученные экспериментальные данные и делаются основные выводы по работе.
Ключевые слова: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; старшие дошкольники; социальное взаимодействие; инклюзивное образование.
Abstract: At present, FSES for preschool education offer education institutions an option to choose a certain variant of grouping children. At this stage, children with typical development and those with developmental disorders can learn both together and separately, though the Law “On Education in the Russian Federation” gives priority to the inclusive education of children with disabilities in general education institutions, and this topic remains to be urgent and highly debated in modern education. The main idea of inclusive practice, and specifically the need to take into account the individuality of each learner, is beyond dispute. Nevertheless, irrespective of the form of education at the preschool stage, at the stage of transition to the general education school all children will find themselves in the same educational space and in this connection it is necessary, on the one hand, to prepare them in due time for social interaction with the peers which may differ from them, and on the other – to create optimal conditions for personal growth, formation of individuality and all-sided cognitive development. The article presents an experiment which models the situation of social interaction between senior preschoolers with typical development and those with developmental disorders in the process of joint solution of research problems based on the phenomena of Jean Piaget which allow formulating concrete operations of reasoning irrespective of the initial level of development of the participants and to acquire the skills of social behavior. The introduction explains the urgency of design of such model of social interaction and argues its significance for the personal and cognitive development of preschool children. The author analyzes the main content components of the FSES for preschool education from the point of view of socio-communicative and cognitive development, indicates the necessary conditions for successful socialization of children at the next stage of education and highlights the limitations in the sphere of practical application of the positive influence of social interaction in the integrated environment. The main part of the article formulates the goal, methodological principles and methods and peculiarities of the study and characterizes the sample. The discussion of results interprets the experimental data obtained and summarizes the principal outcomes of the study.
Key words: disorders of psychological development; DPD; children with disorders of psychological development; senior preschool children; social interaction; inclusive education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.