Архив журнала
Методическая работа по развитию синтаксического компонента языковой способности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 3—4 классе
- 417
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления механизмов несформированности синтаксического компонента языковой способности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и определению путей логопедического воздействия по его развитию.
Целью исследования являлось научно-теоретическое обоснование и определение путей логопедического воздействия по развитию синтаксического компонента языковой способности обучающихся 3—4-х классов с ТНР. При проведении исследования использовались теоретические, биографические, эмпирические, статистические и интерпретационные методы.
В статье представлено описание методики по исследованию синтаксического компонента языковой способности младших школьников с ТНР, основанной на психолингвистическом подходе. Исследование было направлено на изучение степени выраженности и структуры несформированности операций трех уровней синтаксирования: смыслового, семантического и уровня формально-грамматического структурирования в устной и в письменной речи. В статье сформулированы выводы проведенного исследования, которые заключаются в несформированности синтаксического компонента на разных его уровнях у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье представлено описание дифференцированной методики логопедической работы по развитию синтаксического компонента языковой способности у обучающихся 3—4-х классов с ТНР, разработанной с учетом распространенности и стойкости выявленных особенностей синтаксических нарушений в устной и письменной речи. Сформулированы на-правления логопедического воздействия по развитию синтаксического компонента языковой способности.
По окончании логопедической работы обучающиеся овладели различны-ми типами синтаксических моделей предложений, лексическими и грамматическими средствами оформления высказывания, практическими навыками употребления различных типов предложений в устной и письменной речи, грамматически правильным оформлением предложений в рассказах, пересказах и активной речи.
Ключевые слова: языковые способности; синтаксис; уровни синтаксирования; логопедия; ТНР; тяжелые нарушения речи; дети с нарушениями речи; младшие школьники; речевые нарушения; логопедическая работа.
Abstract: The article is devoted to the problem of identifying the mechanisms of non-formation of the syntactic component of language ability in primary school pupils with severe speech disorders and determining the optimal paths of logopedic intervention for its development.
The aim of the study is to work out the scientific and theoretical foundation and determination of the paths of logopedic intervention aimed to develop the syntactic component of the language ability in the 3rd and 4th grade school-children with severe speech disorders. The study employs the theoretical, bio-graphical, empirical, statistical and interpretation methods of scientific investigation.
The article provides a description of the methodology for studying the syntactic component of the language ability in primary school pupils with severe speech disorders based on the psycholinguistic approach. The study is aimed at exploring the severity and the structure of non-formation of operations of the three syntactic levels: conceptual, semantic and the level of formal grammatical structuring in oral and written speech. The article formulates the conclusions of the study, which feature the non-formation of the syntactic component at different levels in pupils with severe speech disorders.
The article describes a differentiated methodology of speech therapy aimed at the development of the syntactic com-ponent of the language ability in the 3rd and 4th grade schoolchildren with severe speech disorders developed taking into account the prevalence and persistence of the identified impairments of syntactic organization in oral and written speech. The areas of logopedic intervention aimed at the development of the syntactic component of language ability are formulated.
By the end of the speech therapy, the children mastered various types of syntactic sentence models, lexical and grammatical means of utterance formation, practical skills of using various sentence types in oral and written speech and grammatically correct organization of sentences in storytelling, retelling and active speech.
Key words: language abilities; syntax; syntactic levels; logopedics; SSD; severe speech disorders; children with speech disorders; junior schoolchildren; speech disorders; logopedic work.