Архив журнала
Индивидуальная образовательная траектория обучения русскому языку обучающихся с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной школы
- 474
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблемам совершенствования качества обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) в условиях общеобразовательной школы.
Совершенствование системы обучения лиц с нарушениями слуха путем внедрения индивидуальной образовательной траектории предполагает повышение уровня владения русским языком как необходимой основы общей культуры современного общества, а также для овладения рабочей профессией. В статье раскрываются основные образовательные потребности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, на базе которых выстраивается индивидуальная образовательная траектория обучения русскому языку детей с нарушениями слуха. Описываются условия, необходимые для реализации индивидуального образовательного маршрута обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих): учет индивидуальных особенностей и характера обучения; использование аналитико-синтетического метода, наглядных, практических, вербальных и смешанных методов. При этом главным методом является словесный в сочетании с практическими упражнениями. Описываются основные направления обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих): лексическо-семантический уровень (слово); синтаксический уровень (словосочетания и предложения); уровень текста. Приводятся примеры приемов обучения русскому языку детей с нарушениями слуха (слабослышащих). Раскрываются основные критерии динамики процесса обучения русскому языку ученика младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащего): развитие лексического (словарный запас) и грамматического строя речи, сформированность навыка языкового анализа, связной речи, чтения и письма.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; сурдопедагогика; слабослышащие дети; индивидуальные образовательные траектории; методика преподавания русского языка; русский язык; методы обучения; приемы обучения; инклюзивное образование; инклюзия; особые образовательные потребности; младшие школьники.
Abstract: The article is devoted to the problems of improving the quality of education of children with hearing impairments in secondary general education school.
The perfection of the system of education of persons with hearing impairments through the introduction of individual educational trajectory involves raising the level of acquisition of the Russian language as a necessary basis for many professions and an important component of the general culture of a member of the modern society. The article describes the basic educational needs of junior schoolchildren with hearing impairments, on the basis of which the individual educational trajectory of teaching Russian to children with hearing impairments is built. The article highlights the conditions necessary for the implementation of an individual educational route of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing): taking into account the individual characteristics and nature of training and the use of analytico-synthetic method and visual, practical, verbal and mixed methods. And the verbal method in combination with practical exercises still remains to be the leading one. The article describes the main areas of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing): lexico-semantic level (word); syntactic level (phrases and sentences); text level. The study provides examples of special techniques of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing). The authors outline the main criteria of assessment of the dynamics of the process of teaching Russian to a junior schoolchild with hearing impairment (hard of hearing): the development of the lexical (vocabulary) and grammatical aspect of speech and the level of formation of the skills of language analysis, coherent speech, reading and writing.
Key words: children with hearing impairments; hearing impairments; surdopedagogy; children with hearing loss; individual educational trajectories; methods of teaching Russian; Russian; methods of teaching; teaching techniques; inclusive education; inclusion; special educational needs; junior schoolchildren.