Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются терминологические и методические аспекты логопедической работы по преодолению нарушений речи у взрослых больных с моторной афазией в результате очаговых поражений головного мозга, в историческом контексте описан и проанализирован «оптико-тактильный метод». Отмечается неправомерность традиционного применения данного метода на современном этапе развития медицинской реабилитации в России. Основной акцент делается на недопустимости использования методов и приемов детской логопедии при восстановлении речи у взрослых пациентов, необходимости решать коммуникативные проблемы больных, а не работать над технической стороной речевого акта. Обращается внимание на то, что содержанием оптико-тактильного метода являются актуализация, реконструкция и уточнение звуков, а не их постановка с использованием зеркал, зондов и шпателей. Подчеркивается, что содержание и методы работы при афазии должны основываться на результатах выявления особенностей социально-коммуникативной сферы пациентов, оценки их социально-коммуникативного потенциала на основе параметров Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Авторами предлагается алгоритм логопедической работы при грубой моторной афазии, который апробирован в процессе логопедических занятий более чем с 1500 пациентами с грубой моторной афазией и внедрен в практику логопедов.
Ключевые слова: логопедия; нейрореабилитация; нарушения речи; восстановление речи; логопедическая работа; речевые нарушения; очаговые поражения головного мозга; моторная афазия; оптико-тактильный метод.
Abstract: The article deals with terminological and methodological aspects of logopedic work on overcoming speech disorders in adult patients with motor aphasia as a result of focal brain lesions and describes and analyzes the optico-tactile method in historical context. The authors note that at the current stage of development of medical rehabilitation in Russia, this method cannot be used in its traditional way. They specially emphasize the impossibility to use the methods and techniques of pediatric logopedics for rehabilitation of speech in adult patients, and stress the need to solve the communicative problems of patients, and not just work on the technical side of the speech act. Attention is drawn to the fact that the content of the optico-tactile method is made up by actualization, reconstruction and perfection of speech sounds and is not limited to teaching articulation using mirrors, probes and spatulas. It is highlighted that the content and methods of work in cases of aphasia should be based on the results of identification of the specific features of the patients’ socio-communicative sphere, on the assessment of their socio-communicative potential on the basis of the parameters of the International Classification of Functioning, Disability and Health. The authors suggest an algorithm of speech therapy in cases of severe motor aphasia, which has been tested during logopedic sessions with more than 1,500 patients with severe motor aphasia and introduced into the practical activity of many speech therapists.
Key words: logopedics; neurorehabilitation; speech disorders; speech rehabilitation; logopedic work; speech impairments; focal brain lesions; motor aphasia; optico-tactile method.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.