Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена оригинальная модель персонифицированной логопедической реабилитации пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения, учитывающая особенности их социально-коммуникативного потенциала. Описаны содержание и методика диагностической процедуры, направленной на выявление структуры социально-коммуникативного потенциала у пациентов, перенесших инсульт, в том числе состояние имеющихся у них предпосылок, сохранных возможностей и ограничений коммуникативной активности в разных ситуациях социального взаимодействия. Представлены описание и анализ фактологического материала, отражающего результаты экспериментального сравнительного изучения социально-коммуникативного потенциала у 242 пациентов с различными формами афазии, обусловленной последствиями перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения. Отражена вариативность особенностей структуры социально-коммуникативного потенциала пациентов с разными формами афазии, на основании которой обосновывается необходимость дифференциации коррекционно-восстановительной логопедической работы. Рассматриваются содержательные и организационно-методические аспекты дифференцированного логопедического воздействия, направленного на стимуляцию социально-коммуникативного потенциала постинсультных пациентов на втором этапе их реабилитации. На примере применения модулей компьютерной реабилитационной про-граммы «SoLominKa»@ раскрываются возможности использования современных интерактивных средств и их место в системе логопедических реабилитационных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную стимуляцию различных компонентов социально-коммуникативного потенциала пациентов с афазией.
Ключевые слова: афазия; персонифицированная реабилитация; логопедия; логопедическая работа; нарушения речи; речевые нарушения; социально-коммуникативный потенциал; информационные технологии; интерактивные средства; компьютерные реабилитационные программы.
Abstract: The article presents an original model of personalized logopedic rehabilitation of patients with consequences of acute cerebral circulation disorders, taking into account the peculiarities of their social and communicative potential. The article describes the content and methodology of the diagnostic procedure aimed at identifying the structure of social and communicative potential in stroke patients, including the state of their existing prerequisites, safe opportunities and limitations of communicative activity in different situations of social interaction. The article presents a description and analysis of the factual material reflecting the results of an experimental comparative study of social and communicative potential in 242 patients with various forms of aphasia caused by the consequences of acute cerebral circulation disorders. The author reports a variability of features of the structure of social and communicative potential of patients with different forms of aphasia, on the basis of which the necessity of differentiation of correctional and restorative speech therapy is justified. The article considers the content and organizational and methodological aspects of differentiated speech therapy aimed at stimulating the social and communicative potential of post-stroke patients at the second stage of their rehabilitation. The possibility to use modern online tools and their role in the system of logopedic rehabilitation measures, providing differentiated stim-ulation of various components of the socio-communicative potential of patients with aphasia, is demonstrated by the example of application of modules of the computer-assisted rehabilitation program “SoLominKa”@.
Key words: aphasia; personalized rehabilitation; logopedics; logopedic work; speech disorders; speech impairments; socio-communicative potential; information technologies; interactive tools; computer-assisted rehabilitation programs.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.