Файл статьи: PDF
Аннотация: Задача статьи — схематично и кратко изложить основные положения исследований профессора кафедры психопатологии и логопедии института им. А. И. Герцена В. К. Орфинской, посвященных алалии и афазии. В. К. Орфинская впервые в истории афазиологии осуществила сравнительное лингвистическое исследование алалии и афазии, используя оригинальный метод, а именно изучая проявления речевого расстройства в процессе его преодоления, т. е. в динамике восстановительной логопедической работы. Лингвистическая классификация дала возможность выделить уровни расстройства речи на основе учета последовательности формирования языковых систем в онтогенезе. К первому уровню относятся нарушения фонетических дифференциаций, ко второму — неполноценность фонематической и морфологической языковых систем, из которых морфологическая является более высокоорганизованной. Третий уровень выражается неполноценностью смыслоразделительной функции фонематической и морфологической систем и возникает при нарушении межанализаторных связей, обусловливающем выключение речевых анализаторов. К четвертому уровню автор относит расстройства речи, обусловленные распадом или недоразвитием обобщений, лежащих в основе языковых понятий, возникающие при неполноценности неречевых анализа-торов (апракто-агностические формы афазий и алалий). Чем ниже уровень расстройств, тем тяжелее речевая патология и тем труднее она преодолевается. Процесс компенсации каждой языковой системы происходит по этапам развития ее в онтогенезе. Тем же путем должна осуществляться восстановительная работа, т. е. сначала тренируются относительно элементарные функции системы, позже — более сложные. Таким образом, В. К. Орфинской была создана стройная концепция, охватывающая механизмы различных форм распада речи и патологии ее развития, пути диагностики, программу и приемы дифференцированной коррекционной работы.
Ключевые слова: афазия; алалия; логопедия; нарушения речи; расстройства речи; фонематические системы; экспрессивная речь; персеверация фонем; двигательные анализаторы; лингвистический анализ; научные труды.
Abstract: The aim of the paper is to give a short overview of the main findings related in the studies of V. K. Orfinskaya, Professor of Department of Psychopathology and Logopedics of A. I. Herzen Institute of Leningrad, devoted to alalia and aphasia. V. K. Orfinskaya was the first scholar in the history of aphasiology to undertake a comparative linguistic study of alalia and aphasia using an original method, based on observation of a speech disorder in the process of its overcoming, i.e. in the dynamics of rehabilitative logopedic work. The linguistic classification created a chance to single out speech disorder levels on the basis of the sequence of formation of linguistic systems in their ontogenesis. The first level includes disorders of phonetic differentiations, the second – inadequacy of the phonemic and morphological linguistic systems, between which the morphological one is more highly organized. The third level is expressed by the inefficiency of the significative function of the phonemic and morphological systems and emerges as a result of disruption of interanalyzer connections causing a switch-off of speech analyzers. According to the author, the fourth level includes speech disorders caused by disintegration or underdevelopment of generalizations lying at the basis of linguistic notions emerging as a consequence of immaturity of speech analyzers (apraxico-agnostic forms of aphasia and alalia). The lower the level of disorder, the more severe speech pathology, and the harder it is to overcome it. The process of compensation for each linguistic system goes along stages of its development in the ontogenesis. Rehabilitation work should follow the same route – i.e. first comes training of relatively elementary functions of the system, and then follow the more complicated ones. Thus, V. K. Orfinskaya created a logical conception embracing the mechanisms of various forms of disintegration of speech and pathology of its development, the ways of diagnostics, and the program and techniques of differential rehabilitation activity.
Key words: aphasia; alalia; logopedics; speech disorders; speech impairments; phonemic systems; expressive speech; perseverance of phonemes; motor analyzers; linguistic analysis; scientific works.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.