Рубрика: КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В последние десятилетия отмечается значительное повышение внимания к психическому здоровью детей, связанное с ростом у них нарушений развития и поиском новых путей их профилактики. В статье приведены данные, убедительно доказывающие необходимость организации системы ранней комплексной профилактики нарушений развития речи и интеллекта у детей, базирующейся на выявлении факторов риска каждого этапа онтогенеза, а также потребность в развитии мультидисциплинарного и межотраслевого сотрудничества. Необходимость указанных мер связана с тем, что в последние десятилетия, начиная с конца XX в. и в наше время, отмечается снижение уровня здоровья детей, в том числе психического. Основная идея программы: обоснование безотлагательных мер по организации ранней медико-психолого-педагогической комплексной профилактики, базирующейся на глубоком всестороннем динамическом взаимодействии разных специалистов и углубленном анализе всех возможных факторов риска: органического, эмоционального, психологического и социального — в онтогенетическом развитии начиная с внутриутробного периода. Цель программы — предотвратить на ранних этапах развития нарушения формирования психоречевой, познавательно-интеллектуальной деятельности, а также учебной деятельности с дальнейшей интеграцией в микро- и макросоциум. Задачи: создание концепции профилактики нарушений развития; принятие безотлагательных мер по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики; выявление предикторов нарушенного развития — биологических, семейных, психологических, социальных, состояния адаптационных механизмов; выявление группы риска детей с угрозой формирования отклонений; выявление начальных и латентных проявлений нарушения развития; определение задач всех заявленных специалистов на каждом этапе онтогенеза.
Ключевые слова: профилактические мероприятия; комплексная профилактика; факторы риска; ранний онтогенез; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; олигофренопедагогика; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; детская речь.
Abstract: Several recent decades have seen enhanced attention to the mental health of children due to high incidence of developmental disorders and search for new ways of their prophylaxis. The article provides convincing evidence necessitating organization of the system of early comprehensive prophylaxis for speech and intellectual developmental disorders in children based on identification of risk factors at each stage of onto-genesis. The author stresses the need to develop multidisciplinary and cross-sectoral cooperation for this end. The need to take these measures is dictated by a decline in the level of children’s health, and specifically their mental health, which has taken place over recent decades starting with the late 20th century. The main idea of the program is to justify immediate measures to organize early medico- psycho-pedagogical comprehensive prophylaxis based on profound multilateral dynamic interaction between various specialists and in-depth analysis of all potential risks: organic, emotional, psychological and social ones specific for the ontogenetic development starting with the prenatal stage. The aim of the program is to organize early prevention of disorders in the formation of psychological and speech habits, cognitive and intellectual activity, and difficulties in studying and to ensure further integration of children into micro- and macro social environment. The tasks are to create a conception of development disorders prophylaxis; to adopt immediate measures to organize early psycho-medico-pedagogical comprehensive prophylaxis; to identify the predictors of developmental disorders, including biological, family, psychological and social ones, as well as of the state of adaptation mechanisms; to identify the group of children at risk characterized by the danger of potential disorders; to diagnose early and latent signs of developmental disorders; to formulate tasks for specialists working at all stages of ontogenesis.
Key words: prophylactic measures; comprehensive prophylaxis; risk factors; early ontogenesis; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; olygophrenopedagogy; intellectual disorders; children with intellectual disorders; children’s speech.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.